Аукцион Artinvestment объявляет прием работ на свои регулярные еженедельные торги.

Бытие

1921–1930, Москва

Члены: М. Н. Аветов, Р. Н. Барто, С. А. Богданов, Ф. С. Богородский, Б. И. Борисов, И. П. Булатов, Л. М. Бунатьян, С. Н. Бухарев, К. Я. Вейдеман, Л. А. Воронов, А. М. Глускин, В. И. Григорьев, Н. Н. Григорьев, Б. С. Земенков, Г. С. Зозуля, Е. Н. Иванов, В. В. Каптерев, М. Д. Карнеев, Д. Л. Колобов, И. В. Колобова, А. А. Колосов, П. П. Кончаловский, М. А. Кузнецов, А. В. Куприн, Н. А. Лаков, А. А. Лебедев-Шуйский, К. Левашова, И. П. Макарычев, М. С. Малютин, Г. И. Мотовилов, Д. В. Мурашев, С. Г. Мухин, Д. В. Нащекин, В. С. Никифоров, В. М. Новожилов, М. В. Оболенский, А. А. Осмёркин, М. С. Перуцкий, В. Л. Поваляева, П. Д. Покаржевский, Н. Н. Попов, Н. П. Ражин, Г. П. Розанов, Г. И. Рублёв, В. Н. Рудаков, Г. Г. Ряжский, В. А. Саввичев, В. Н. Садков, С. Г. Сахаров, П. П. Соколовская, П. П. Соколов-Скаля, Г. А. Сретенский, А. С. Ставровский, Н. С. Стеньшинская, И. С. Стеньшинский, А. А. Талдыкин, С. М. Таратухин, М. А. Фейгин, К. А. Чепцов, А. Н. Чирков, Б. С. Шабль-Табулевич, Н. Г. Шалимов, В. М. Шеришев, В. Р. Эйгес, О. В. Эйгес и другие.

Выставки: 1-я (1922, Москва) — 7-я (1929, Москва)

Общество художников; основано группой выпускников мастерской П. П. Кончаловского во Вхутемасе — А. А. Лебедевым-Шуйским, Н. П. Ражиным, С. Г. Сахаровым, П. П. Соколовым-Скаля, Г. А. Сретенским, А. А. Талдыкиным и другими. Группа, опираясь на опыт «Бубнового валета», стремилась прийти к содержательной станковой картине, посвященной современной тематике. Основные установки оставались неизменными вплоть до 1929. Это нашло отражение в программной статье, опубликованной в каталоге 5-й выставки: «Протест против крайностей левого искусства в 1921 году пришедшего в лице конструктивизма к полному отрицанию станковой живописи и ее социального значения, явился связующим звеном между организаторами “Бытия”… Являясь по преемственности наследником “Бубнового валета”, “Бытие” в последующем своем развитии отказалось от свойственного своему предшественнику сугубо формального отношения к вещи… Только путем отказа от самоцельного пользования живописной техникой возможно для русской живописи стать более социальной… Ограничиваться лишь решением чисто живописных задач — означало бы бесконечно продолжать эпоху этюдности… Отсюда-то и возникает ответственейшая задача, ставшая перед “Бытием”… Это — вопрос о создании картины, как завершающей формы, столь характеризующей и выражающей предмет, что она сама по себе является содержанием».

Общество провело семь выставок — в январе 1922 и 1923, марте 1925, феврале 1926 и 1927, январе — феврале 1928, марте — апреле 1929, в которых в общей сложности участвовало более 60 художников (точный состав двух первых — неизвестен). Выставки устраивались в различных помещениях — залах Музыкальной школы А. Шор на Мясницкой улице (1-я), Политехническом музее (2-я), Государственном Историческом музее (3-я и 4-я), Рабочем дворце им. Авиахима (6-я), на Тверской улице, д. 4–6 (7-я, последняя). 3-я и последующие выставки сопровождались изданием каталога.

Накануне 3-й выставки в «Бытие» вошли новые выпускники Вхутеина и часть бывших членов «Нового общества живописцев» (А. М. Глускин, М. С. Перуцкий, Н. Н. Попов, Г. Г. Ряжский). С того же года Общество находилось в ведении Главнауки и получало государственную субсидию. Незадолго до 4-й выставки в общество влились бывшие «Московские живописцы» во главе с А. В. Куприным, А. А. Осмёркиным, П. П. Кончаловским (избран почетным председателем Общества). Вскоре после 4-й выставки объединение покинул А. А. Осмёркин и группа молодых художников (Б. И. Борисов, В. И. Григорьев, Е. Н. Иванов, М. Д. Карнеев, В. М. Новожилов, Г. И. Рублёв, В. Н. Садков, С. М. Таратухин, М. А. Фейгин, Б. С. Шабль-Табулевич), которые образовали самостоятельное общество «Крыло».

7-я выставка, состоявшаяся весной 1929, получила критические отзывы. Так, печатный орган АХР журнал «Искусство в массы» (№№ 1–2, апрель — май 1929) писал в обзоре выставок: «В связи с несколькими минувшими выставками выявляется один из таких процессов — отмирание сезанизма (так! — AI.)… Это видно по седьмой выставке “Бытия”. Начать хотя бы с того, что “Бытие” горячо отрекается от своей наследственной преемственности с “Бубновым валетом” и от своей идентичности с русским сезанизмом в целом. Это конечно не меняет фактов, всегда сурово остающихся фактами. Правда, нужно сказать, что за последний год в “Бытие” создалась своего рода диктаторская верхушка — комитет жюри, — которая провела большую работу для того, чтобы свести “Бытие” с давно забытой и поросшей травой тропинки на проезжую дорогу искусства… Но результаты всех этих усилий или незначительны, или указывают на развитие объединения в сторону, нежелательную для его основного ядра. Самой характерной фигурой объединения на 7-й выставке является Ражин, характерный художник крестьянства… У некоторых других художников “Бытия” можно говорить лишь о трудном и медленном преодолении старых традиций. Попытки перейти к сюжету по-прежнему “натюрмортны”… Все это говорит о крушении попытки возродить “Бытие”… из года в год “Бытие” беднело силами. Сейчас попытка его усилиться привела к созданию двух механически соединенных групп. Не надо быть пророком, чтобы предположить их распад в самом непродолжительном времени».

Действительно вскоре после 7-й выставки в обществе произошел раскол. Сторонники прежнего курса перешли в АХР (С. А. Богданов, А. А. Колосов, В. Н. Рудаков, Г. А. Сретенский, А. С. Ставровский, И. С. Стеньшинский и Н. С. Стеньшинская) и Общество московских художников (М. Н. Аветов, С. Н. Бухарев, В. В. Каптерев, Д. В. Мурашев, С. Г. Мухин, В. Р. Эйгес). Оставшиеся члены провозгласили переход к производственному искусству, усиление монументальных задач, укрепление связи с клубной работой.

В 1930 «Бытие» реорганизовано в «Общество советских станковистов-оформителей» (ОССО).

Источники:

1. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 90, 114–115, 154, 176, 204, 255, 292.
2. Искусство в массы, 1929, №№ 1–2.
3. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. С. 63.
4. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 34–36.

Малютин, Михаил Сергеевичконец XIX — начало XX
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх