Бытие
1921–1930, Москва
Члены: М. Н. Аветов, Р. Н. Барто, С. А. Богданов, Ф. С. Богородский, Б. И. Борисов, И. П. Булатов, Л. М. Бунатьян, С. Н. Бухарев, К. Я. Вейдеман, Л. А. Воронов, А. М. Глускин, В. И. Григорьев, Н. Н. Григорьев, Б. С. Земенков, Г. С. Зозуля, Е. Н. Иванов, В. В. Каптерев, М. Д. Карнеев, Д. Л. Колобов, И. В. Колобова, А. А. Колосов, П. П. Кончаловский, М. А. Кузнецов, А. В. Куприн, Н. А. Лаков, А. А. Лебедев-Шуйский, К. Левашова, И. П. Макарычев, М. С. Малютин, Г. И. Мотовилов, Д. В. Мурашев, С. Г. Мухин, Д. В. Нащекин, В. С. Никифоров, В. М. Новожилов, М. В. Оболенский, А. А. Осмёркин, М. С. Перуцкий, В. Л. Поваляева, П. Д. Покаржевский, Н. Н. Попов, Н. П. Ражин, Г. П. Розанов, Г. И. Рублёв, В. Н. Рудаков, Г. Г. Ряжский, В. А. Саввичев, В. Н. Садков, С. Г. Сахаров, П. П. Соколовская, П. П. Соколов-Скаля, Г. А. Сретенский, А. С. Ставровский, Н. С. Стеньшинская, И. С. Стеньшинский, А. А. Талдыкин, С. М. Таратухин, М. А. Фейгин, К. А. Чепцов, А. Н. Чирков, Б. С. Шабль-Табулевич, Н. Г. Шалимов, В. М. Шеришев, В. Р. Эйгес, О. В. Эйгес и другие.
Выставки: 1-я (1922, Москва) — 7-я (1929, Москва)
Общество художников; основано группой выпускников мастерской П. П. Кончаловского во Вхутемасе — А. А. Лебедевым-Шуйским, Н. П. Ражиным, С. Г. Сахаровым, П. П. Соколовым-Скаля, Г. А. Сретенским, А. А. Талдыкиным и другими. Группа, опираясь на опыт «Бубнового валета», стремилась прийти к содержательной станковой картине, посвященной современной тематике. Основные установки оставались неизменными вплоть до 1929. Это нашло отражение в программной статье, опубликованной в каталоге 5-й выставки: «Протест против крайностей левого искусства в 1921 году пришедшего в лице конструктивизма к полному отрицанию станковой живописи и ее социального значения, явился связующим звеном между организаторами “Бытия”… Являясь по преемственности наследником “Бубнового валета”, “Бытие” в последующем своем развитии отказалось от свойственного своему предшественнику сугубо формального отношения к вещи… Только путем отказа от самоцельного пользования живописной техникой возможно для русской живописи стать более социальной… Ограничиваться лишь решением чисто живописных задач — означало бы бесконечно продолжать эпоху этюдности… Отсюда-то и возникает ответственейшая задача, ставшая перед “Бытием”… Это — вопрос о создании картины, как завершающей формы, столь характеризующей и выражающей предмет, что она сама по себе является содержанием».
Общество провело семь выставок — в январе 1922 и 1923, марте 1925, феврале 1926 и 1927, январе — феврале 1928, марте — апреле 1929, в которых в общей сложности участвовало более 60 художников (точный состав двух первых — неизвестен). Выставки устраивались в различных помещениях — залах Музыкальной школы А. Шор на Мясницкой улице (1-я), Политехническом музее (2-я), Государственном Историческом музее (3-я и 4-я), Рабочем дворце им. Авиахима (6-я), на Тверской улице, д. 4–6 (7-я, последняя). 3-я и последующие выставки сопровождались изданием каталога.
Накануне 3-й выставки в «Бытие» вошли новые выпускники Вхутеина и часть бывших членов «Нового общества живописцев» (А. М. Глускин, М. С. Перуцкий, Н. Н. Попов, Г. Г. Ряжский). С того же года Общество находилось в ведении Главнауки и получало государственную субсидию. Незадолго до 4-й выставки в общество влились бывшие «Московские живописцы» во главе с А. В. Куприным, А. А. Осмёркиным, П. П. Кончаловским (избран почетным председателем Общества). Вскоре после 4-й выставки объединение покинул А. А. Осмёркин и группа молодых художников (Б. И. Борисов, В. И. Григорьев, Е. Н. Иванов, М. Д. Карнеев, В. М. Новожилов, Г. И. Рублёв, В. Н. Садков, С. М. Таратухин, М. А. Фейгин, Б. С. Шабль-Табулевич), которые образовали самостоятельное общество «Крыло».
7-я выставка, состоявшаяся весной 1929, получила критические отзывы. Так, печатный орган АХР журнал «Искусство в массы» (№№ 1–2, апрель — май 1929) писал в обзоре выставок: «В связи с несколькими минувшими выставками выявляется один из таких процессов — отмирание сезанизма (так! — AI.)… Это видно по седьмой выставке “Бытия”. Начать хотя бы с того, что “Бытие” горячо отрекается от своей наследственной преемственности с “Бубновым валетом” и от своей идентичности с русским сезанизмом в целом. Это конечно не меняет фактов, всегда сурово остающихся фактами. Правда, нужно сказать, что за последний год в “Бытие” создалась своего рода диктаторская верхушка — комитет жюри, — которая провела большую работу для того, чтобы свести “Бытие” с давно забытой и поросшей травой тропинки на проезжую дорогу искусства… Но результаты всех этих усилий или незначительны, или указывают на развитие объединения в сторону, нежелательную для его основного ядра. Самой характерной фигурой объединения на 7-й выставке является Ражин, характерный художник крестьянства… У некоторых других художников “Бытия” можно говорить лишь о трудном и медленном преодолении старых традиций. Попытки перейти к сюжету по-прежнему “натюрмортны”… Все это говорит о крушении попытки возродить “Бытие”… из года в год “Бытие” беднело силами. Сейчас попытка его усилиться привела к созданию двух механически соединенных групп. Не надо быть пророком, чтобы предположить их распад в самом непродолжительном времени».
Действительно вскоре после 7-й выставки в обществе произошел раскол. Сторонники прежнего курса перешли в АХР (С. А. Богданов, А. А. Колосов, В. Н. Рудаков, Г. А. Сретенский, А. С. Ставровский, И. С. Стеньшинский и Н. С. Стеньшинская) и Общество московских художников (М. Н. Аветов, С. Н. Бухарев, В. В. Каптерев, Д. В. Мурашев, С. Г. Мухин, В. Р. Эйгес). Оставшиеся члены провозгласили переход к производственному искусству, усиление монументальных задач, укрепление связи с клубной работой.
В 1930 «Бытие» реорганизовано в «Общество советских станковистов-оформителей» (ОССО).
Источники:
1. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 90, 114–115, 154, 176, 204, 255, 292.
2. Искусство в массы, 1929, №№ 1–2.
3. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. С. 63.
4. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 34–36.
- 08.12.2023 Главные продажи по итогам открытия Art Basel Miami Beach О крупных сделках сообщили галереи David Zwirner и Thaddaeus Ropac
- 07.12.2023 Установлена подлинность двух графических работ Ивана Айвазовского Авторство мастера подтверждено в отношении двух парных рисунков 1880-х годов
- 07.12.2023 На Art Basel в Майами могут установить новый ценовой рекорд на работы Фрэнка Стеллы Цена знаковой для творчества художника картины составляет $45 млн
- 06.12.2023 Объявлен лауреат Премии Тёрнера за 2023 год Победителем стал английский художник Джесси Дарлинг
- 06.12.2023 Christie’s оценил степень цифровизации своего бизнеса после пандемии Covid-19 В 2023 году 80 % ставок на торгах Christie’s принимались онлайн
- 08.12.2023 На Sotheby’s продали редкую работу Рембрандта Цена лота составила $13,6 млн
- 08.12.2023 Итоги AI Аукциона № 509 Общая выручка составила 17,3 млн рублей
- 01.12.2023 Итоги AI аукциона № 508 Общая выручка составила 24,5 млн рублей
- 01.12.2023 Королевский портрет Веласкеса выставят на торги впервые за полвека Эстимейт лота составляет $35 млн
- 30.11.2023 Итоги посвященных работам Фаберже и декоративно-прикладному искусству торгов Sotheby’s Суммарная выручка составила £1,4 млн
- 06.11.2023 Открыт 189-й аукцион «Литографии. Первые имена» В каталоге — работы Жака Вийона, Франсиско Гойи, Сальвадора Дали, Андре Массона, Анри Матисса, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Марка Шагала
- 30.10.2023 Открыт 188-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Uncognito, Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Елены Бочаровой, Владимира Ковальчука, Игоря Кочнова, Геннадия Красношлыкова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Шамиля Надрова, Константина Худякова, Анатолия Чечика, Елены Щепетовой
- 24.10.2023 Художник недели: Валентина Кропивницкая История и финансовые показатели самобытной художницы, имевшей свой собственный творческий голос в знаменитой семье шестидесятников, — Валентины Евгеньевны Кропивницкой
- 23.10.2023 Открыт 187-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Борисова, Наталии Вяткиной, Галины Дулькиной, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Колкутина, Владислава Мамышева-Монро, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Александра Савко, Натальи Ходюк
- 16.10.2023 Открыт 186-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Александра Жатова, Фёдора Зайцева, Игоря Кочнова, Сергея Кривцова, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Льва и Алсу Моисеевых, Андрея Мунца, Наты Новы, Светланы Семёновой, Виктора Чудина
- 05.12.2023 В Третьяковской галерее показывают ранние работы Николая Милиоти Проект приурочен к 150-летию со дня рождения художника
- 29.11.2023 Эрмитаж готовит масштабную выставку к 150-летию Николая Рериха Экспонаты для проекта предоставят музеи со всей России и из других стран
- 28.11.2023 В Русском музее на днях открывается масштабная выставка Василия Сурикова В экспозицию войдет более 120 работ художника
- 27.11.2023 В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына открывается выставка, посвященная туркестанскому авангарду В экспозицию войдут работы Александра Волкова, Кузьмы Петрова-Водкина и других авторов
- 22.11.2023 Третьяковская галерея готовится открыть выставку «Герои и современники Серебряного века» В экспозицию войдут графические работы Малевича, Серова, Ларионова и других художников
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн