1897–1938
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Вейдеманис, Карлис
Живописец, график, художник театрально-декорационного искусства
Учился на курсах Общества рижских маляров-живописцев (1915), в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петрограде (1915–1917). В 1916 мобилизован на военную службу; в период Октябрьской революции находился в Красной гвардии, был в охране Смольного в Петрограде и Кремля в Москве.
В 1919 командирован для продолжения образования в Государственные свободные художественные мастерские — Вхутемас в Москве (1919–1922), занимался под руководством П. П. Кончаловского.
Жил в Москве. Член латышского культурно-просветительского общества «Прометей» (1919). Оформлял спектакли в Новом латышском театре в Петрограде («Золотой конь» Я. Райниса, 1915) и театре «Скатувэ» при обществе «Прометей» в Москве («Вей, ветерок» Я. Райниса, 1927; «Разлом» Б. А. Лавренёва, 1933). В 1923–1924 посетил Германию; выполнил серию рисунков «Виды Берлина» (1924). В 1930-х работал по договорам с МОССХом. Неоднократно совершал творческие поездки по СССР: побывал в Узбекистане (1929), Дагестане (1931), Казахстане (1934). Создал серию рисунков «Кавказ» (1934).
Выполнял тематические картины, портретист, пейзажист. Автор живописных произведений: «Портрет Нетте» (1923), «Жигули» (1925), «Портрет жены художника» (1926), «Латышские стрелки под Орлом в 1919 году» (1928), «В угольной шахте» (1928), «Портрет Я. Ф. Фабрициуса» (1928), «Самарканд. Старый город. На Регистане» (1929), «Домна № 5» (1930), «Субботник индустриализации в ленинградском порту» (1931), «Нижний Тагил. В каменоломне» (1932), «Казахстан. Караганда. Буровые работы в степи» (1934), «На Оке. Пристань» (1934); «Красноармейцы на уборке хлопка», «Форсирование Днепра латышскими частями у Каховки. 1920 год» (начало 1930-х); серии «На Воробьевых горах» (1934). Работал как плакатист; автор плаката: «Строительная индустрия требует высококвалифицированных кадров» (1930).
С 1918 — участник выставок (5-ая Государственная выставка картин в Москве). Член объединений «Бытие» (1925–1928), АХРР — АХР (с 1928). Участвовал в выставках: 1-й (1925; Москва, Саратов, Волгоград, Казань, Нижний Новгород) и 3-й (1931, Свердловск, Магнитогорск, Омск, Алма-Ата, Ташкент, Самарканд и другие) Государственных передвижных выставках, организованных сектором искусств Наркомпроса РСФСР по городам РСФСР и Союзных Республик; Художественной выставке картин современных московских и местных художников (1925), XXI выставке картин, посвященной героям труда, ударникам соцстроительства и третьему, решающему году пятилетки (1931) в Рязани; «Красная Армия в советском искусстве», «Социалистическое строительство в советском искусстве» (обе — 1930), отчетных работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931), Антиимпериалистической выставке, посвященной Международному Красному дню (1931), Весенней выставке московских живописцев (1935) в Москве; «Художники РСФСР за XV лет» (1932–1933) в Ленинграде и Москве; передвижной выставке произведений живописи, рисунка и графики московских художников в Харькове (1932); «XV лет РККА» (1934–1935) в Ленинграде, Киеве, Харькове. Провел персональную выставку в Москве (1935).
Был арестован в ночь с 16 на 17 января 1938 по обвинению в принадлежности к контрреволюционной фашистской террористической организации; позднее расстрелян на Бутовском полигоне. В 1956 реабилитирован посмертно.
Творчество представлено в ряде музейных собраний, среди них — Латвийский национальный художественный музей в Риге, Государственная Третьяковская галерея в Москве, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей заповедник.
Источники:
1. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Рисунок ХХ века. М., 2006, т. 3, кн. 1. С. 296.
2. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1972, т. 2. С. 218.
3. latvjustrelnieki.lv.
4. memo.ru.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе