1897–1922
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
График, живописец.
Родился в семье приказчика, был шестым из десяти детей в семье. Детство провел в Киеве. Учился в городской четырехклассной школе. В 1906 поступил учеником в иконописную мастерскую Киево-Печерской лавры. Ради заработка работал помощником ретушера в фотографической мастерской.
В 1910 поступил в МУЖВиЗ. За пейзажные этюды получил так называемую «левитановскую» стипендию и был освобожден от платы за обучение. В 1911–1912 познакомился в В. В. Маяковским, Д. Д. Бурлюком, В. Е. Татлиным, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, М. В. Ле-Дантю. К этому же времени относится начало дружбы с Л. Ф. Шехтелем-Жегиным. Лето 1911 провел в Китаево, под Киевом. В Киеве познакомился с К. Н. Редько и И. М. Рабиновичем.
Проявлял интерес к новым течениям в искусстве. Неоднократно посещал собрание С. И. Щукина в Москве. Вместе с Жегиным посещал футуристические диспуты, выставку «Мишень». В 1913 создал иллюстрации к книге Маяковского «Я!». В том же году вместе с К. С. Малевичем, Бурлюком и Жегиным принял участие в эпатажном шоу «Футуристы. Первый в России вечер речетворцев», прошедшем в зале Общества любителей художеств. Ненадолго увлекся лучизмом.
В 1914 за «увлечение вредными влияниями» лишен стипендии в МУЖВиЗ, покинул Училище, не окончив курса обучения. Познакомился с Ф.-Т. Маринетти во время его первого приезда в Россию. Экспонировал свои работы на выставке футуристов, лучистов, примитивистов «№ 4», организованной Ларионовым. В апреле — сентябре 1914 предпринял путешествие по Европе: посетил Варшаву, Мюнхен, Дрезден, Вену, Париж, Лондон.
По возвращении в Россию создал несколько военных антигерманских плакатов для издательства Г. Б. Городецкого «Сегодняшний лубок». В 1915 по заказу издательства Некрасова создал иллюстрации к «Персидским сказкам», для издательства «Центрифуга» начал иллюстрировать книгу Н. Н. Асеева «Война».
В конце 1915 записался добровольцем в армию. В составе пулеметной бригады участвовал в боях под Двинском. По болезни был переведен в штаб Инженерного полка.
В 1917 демобилизован, возвратился в Москву. Вместе с П. В. Кузнецовым и К. С. Малевичем недолго работал в Художественной комиссии солдатских депутатов. Вступил в профессиональный союз художников-живописцев Москвы. Получил мастерскую в доме Титова в Калашном переулке, которую делил с А. А. Осмеркиным, П. И. Бромирским, Жегиным. В 1918 вошел в состав Комиссии по охране художественных ценностей. Вел занятия по живописи в Доме искусств в Сокольниках.
Осенью 1918 переехал в Киев. При содействии И. М. Рабиновича получил работу художника в кабаре «Би-ба-бо». В мастерской А. А. Экстер сделал доклад о своем понимании искусства. В 1919 ненадолго возвратился в Москву, числился студентом Московского университета для получения отсрочки от прохождения военной службы. В том же году Отделом ИЗО Наркомпроса Чекрыгин включен в список художников, чьи произведения предполагаются к приобретению для музеев Государственным художественным фондом.
В 1920 получил освобождение от военной службы. По заказу отдела ИЗО Наркомпроса создал эскиз плаката «Долой неграмотность». Работал над агитационным оформлением улиц и площадей Москвы к празднику 1 Мая. Активно разрабатывал курс лекций по философии искусства для ВХУТЕМАСа (чтение лекций было запрещено). Женился на В. В. Котовой-Бернштам, в 1921 у Чекрыгина родилась дочь.
В 1921 увлекся философией Н. Ф. Федорова, в частности его работой «Философия общего дела». Под влиянием идей Федорова начал работу над циклом «Воскрешение» и рукописью «О Соборе Воскрешающего музея». Осенью и зимой жил в Пушкино под Москвой. Отверг предложение И. И. Машкова вступить в «Мир искусства», параллельно принимал активное участие в создании объединения «Искусство — Жизнь» («Маковец») и журнала. Первая выставка общества открылась 30 апреля 1922 в Музее изящных искусств.
3 июня 1922 трагически погиб, попав под поезд между станциями Пушкино и Мамонтовка. Похоронен на Акуловском кладбище в Мамонтовке (в настоящее время на месте кладбища, попавшего под затопление, находится водохранилище).
14 июля 1922 члены «Маковца» провели заседание, посвященное памяти художника.
Персональные выставки Чекрыгина состоялись в 1923 в Государственной Третьяковской галерее, 1957 — в музее В. В. Маяковского (однодневная выставка), 1969 и 2006 — в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве. Его работы также экспонировались на множестве выставок русского искусства в России и за рубежом, в том числе на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине (1922), выставках «Маковца» (1924–1925), венецианской биеннале (1924), «Художники РСФСР за 15 лет» в Музее изящных искусств (1933), «Москва — Париж» в Центре Жоржа Помпиду в Париже и ГМИИ им. А. С. Пушкина (1981), «Москва — Берлин» в Мартин-Гропиус Бау в Берлине и ГМИИ им. А. С. Пушкина (1996) и многих других.
Несмотря на раннюю трагическую смерть и активную художественную деятельность всего на протяжении двух-трех лет (1920–1922), Чекрыгин оставил значительное творческое наследие, в основном рисунки графитом, прессованным углем, сангиной. Насчитывается около 1500 рисунков, принадлежащих Чекрыгину. Подавляющее большинство из них относится к циклу «Воскрешение». Чекрыгин мечтал о фреске, хотя в 1920-х годах не было никакой возможности осуществить эту мечту. Поэтому свои замыслы он воплощал в графике. Его рисунки — это эскизы композиций и фрагментов будущих фресок, которые все вместе образуют грандиозный монументальный цикл. Произведения Чекрыгина выделяются своей необычностью в окружении русского искусства начала 1920-х. Эта необычность касается и образов с их очевидной метафоричностью, и стилистики рисунка, имеющей общие черты с работами немецких экспрессионистов, и последовательной преданности мастера одной теме.
Художник редко подписывал и датировал свои работы.
Самые значительные собрания произведений Чекрыгина в российских музеях находятся в Государственной Третьяковской галерее и ГМИИ им. А. С. Пушкина.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе