Путь живописи
1926–1930, Москва
Члены: Т. Б. Александрова, П. П. Бабичев, С. И. Гриб, В. И. Губин, В. А. Дмитриев, Л. Ф. Жегин, В. А. Коротеев, Г. В. Костюхин, И. Г. Николаевцев, В. Е. Пестель, Г. В. Сашенков.
Выставки: 1-я (1927/1928, Москва, Париж) — 2-я (1930, Москва).
Группа сформировалась в 1926 по инициативе Л. Ф. Жегина после распада объединения «Маковец». В нее вошли бывшие члены «Маковца» а также выпускники Производственной школы полиграфического искусства (бывшей Сытина) — ученики Л. Ф. Жегина, Н. М. Чернышёва и М. С. Родионова.
В течение 1926 члены группы регулярно выезжали на этюды, собирались для совместного рисования и обсуждения своих работ. Первая выставка была организована в 1927 на частной квартире в Серебряном переулке, 6 (на Арбате). Было показано 110 работ, издан каталог. Искусствовед Н. И. Тарабукин писал об этой выставке: «…после всяческих измов последнего десятилетия, после беспорядочного кидания из стороны в сторону, после художественной сутолоки и шумихи на выставке в Серебряном переулке зрителя охватывает тишина и обнаруживается вдумчивое отношение к объекту» (цит. по статье: Губин В. И. Творческая группа «Путь живописи» // Творчество, 1975, № 6. С. 16).
В 1928 выставка была повторена в Париже; произведения членов объединения были дополнены несколькими рисунками В. Н. Чекрыгина.
В каталоге парижской выставки (не упомянута в справочнике «Выставки советского изобразительного искусства», М., 1965, т. 1) была помещена декларация группы, написанная Л. Ф. Жегиным: «Наша выставка — первый этап на пути к утверждению живописного образа… Нам одинаково чужды абстрактные построения формалистов и туманные искания художников, зовущих себя символистами: пути первых привели к аналитическому разложению предметов; пути вторых — к стилизации и эклектизму, так как, пытаясь заменить предмет условным знаком, и те и другие вышли из границ живописной формы и разбили живой образ. Мы же не стилизуем форму и не заменяем предмет знаком — мы хотим создать образ, существующий самостоятельной жизнью, параллельно предмету, существующему в реальном мире. Мы ищем искусства реалистического как по форме, так и по содержанию и по сюжету. В равновесии между формой и содержанием или даже в полной нераздельности этих понятий мы видим путь к осуществлению такого искусства… Картина — маленький мирок, построенный по законам, подобным существующим в реальности, и потому органически замкнутый в себе. Образ, цепь образов — вот содержание такой картины».
Вторая выставка прошла в Московском доме ученых на Пречистенке; было экспонировано 187 произведений живописи и графики, издан каталог. Эстетика группы основывалась на сочетании традиций русской иконы и лубка с приемами экспрессионизма. Формальные искания художников неизменно вызывали нападки пролеткультовской критики; А. Кириако в журнале АХР «Искусство в массы» (1930, № 4, с. 31) опубликовал заметку о 2-й выставке под названием «Выставка политических вегетарианцев», обвинив художников объединения в идеологической отсталости и отрыве от современной действительности.
В 1930 деятельность группы прекратилась.