1889–1940
График, живописец сценограф
Из крестьянской семьи. Учился в Духовном училище в Саратове (1896–1900), МУЖВЗ (1904–1905, 1907–1910) у С. В. Иванова, К. А. Коровина, В. А. Серова, А. Е. Архипова, А. М. Васнецова, школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906). В 1908 был награжден первой премией им. И. И. Левитана за пейзаж «В уральской деревне».
Жил в Москве (до 1918, с 1922), Саратове (1918–1921). В 1908–1910 путешествовал по Волге, Сухоне, Северной Двине, побывал на Урале, в Крыму. В 1910–1911 посетил Италию. В 1912–1913 работал под Москвой; писал этюды в Суханово, Звенигороде. Летние месяцы 1913 провел в Тарусе, где познакомился с гравером И. Н. Павловым, под руководством которого начал осваивать технику гравюры на линолеуме. В 1914 по заданию ИАХ предпринял поездку в Индию и на Цейлон (вместе со скульптором В. А. Ватагиным).
В 1915 был мобилизован на юго-западный фронт в качестве художника и фотокорреспондента; в 1916 демобилизован. После революции 1917 работал в секции искусства при Отделе культпросвета в Совете рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; входил в Московский союз живописцев и графиков. Занимался оформлением революционных праздников, выполнял агитационные плакаты.
В 1918 направлен Наркомпросом в Саратов для организации работы губернской коллегии ИЗО; выступил одним из организаторов в Саратове Государственных свободных художественных мастерских, декан графического факультета ГСХМ. Заведующий Радищевским художественным музеем и художественной секцией при Отделе искусств Совета народного образования.
В 1922 возвратился в Москву. В том же году избран действительным членом Академии художественных наук. В 1925–1926 путешествовал по Италии и Франции. В 1929 посетил Нью-Йорк по командировке ВОКС для организации художественного Отдела павильона СССР на международной выставке художественной промышленности. В 1930-х неоднократно совершал творческие командировки по Советскому Союзу; побывал на ряде индустриальных строек 1930-х (Днепрострой), посетил Эстонию, Северную Осетию, Грузию, Армению, Азербайджан, Черноморское побережье, путешествовал по Волге для ознакомления с индустрией Волжских заводов.
Работал преимущественно как график в техниках офорта, ксилографии, линогравюры; часто обращался к техникам темперы и акварели. Писал пейзажи, портреты, этюды обнаженной натуры, занимался книжной иллюстрацией, экслибрисом. Создал пейзажные серии «Русский пейзаж» (1906–1916), «Индия» (1913–1914), «Италия» (1910–1911, 1925–1926), «Париж» (1926), «По Кавказу» (1934), бытовые и индустриальные циклы «Жизнь женщины в прошлом и настоящем (1928), «Мавзолей В. И. Ленина» (1930–1933), «Днепрострой» (1930–1931). Иллюстрировал произведения Э.-Т.-А. Гофмана («Повелитель блох», 1922), Ч. Диккенса («Сверчок на печи», 1923), Н. В. Гоголя («Портрет», 1923), С. Цвейга («Новеллы», 1934), А. С. Пушкина («Египетские ночи», 1934; «Маленькие трагедии», 1936–1937), В. Гюго («Собор Парижской богоматери», 1940), а также О. де Бальзака, М. И. Шолохова, А. В. Чаянова, М. Л. Леонова и других.
Член и экспонент Московского товарищества художников (1913–1922, с перерывами), объединения «4 искусства» (1925–1929). Экспонировал свои произведения на выставках Союза русских художников (1922–1923), «Мира искусства» (1924), общества художников «Бытие» (1925); юбилейных выставках «Гравюра СССР за 10 лет», «Русский рисунок за 10 лет Октябрьской революции, «Графическое искусство в СССР», «Русская ксилография за 10 лет» (все — 1927), художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции (1928), «Художники РСФСР за 15 лет» (1933–1934) в Москве и Ленинграде и многих других. Участник многих международных выставок и выставок советского искусства за рубежом, в том числе: Первой русской художественной выставки в Берлине (1922), XIV, XVII, XVIII Международных выставках искусств в Венеции (1924, 1930, 1932), художественно-декоративных искусств в Париже (1925, Гран-при), «Искусство книги» в Лейпциге (1927) и Париже (1931), 3-й выставке гравюр на дереве в Париже (1928), выставках советского искусства в США (передвижная, 1924–1925), Токио (1927), Лондоне (1928), Нью-Йорке, Амстердаме (обе — 1929) Вене, Берлине, Стокгольме (все — 1930), Праге, Цюрихе, Йоханнесбурге (все — 1931), Кенигсберге (1932) и других.
С 1932 — член Союза художников СССР; член правления и бюро графической секции МОССХ. С 1932 — член Совета Государственной Третьяковской галереи.
Преподавал в Московском государственном художественном институте (1935–1940), профессор.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Кравченко — один из наиболее значительных мастеров отечественной графики первой половины ХХ века. В раннем творчестве был близок художникам объединения «Мир искусства»; прошел через увлечение символизмом. Работам этого периода (1910-е) свойственны настроение романтической ностальгии по красоте, камерность, стремление к изяществу линии. После Октябрьской революции сочетал мирискусническую эстетику с программой соцреализма; в своих произведениях обращался к историко-революционной, индустриальной тематике; для работ характерны монументальность, энергичность штриха, динамизм композиций (цикл «Днепрострой»). Пейзажные серии 1920–30-х, напротив, отличает живописная мягкость и лиризм.
Произведения Кравченко находятся в крупнейших музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе