Объединенное искусство
1925, Москва
Участники: П. А. Алякринский, О. Ф. Амосова-Бунак, Н. А. Андреев, В. Я. Андрианов, М. С. Бабинский, П. А. Бакланов, Н. П. Башмаков, Н. Г. Бонч-Осмоловский, И. С. Блохин, Л. А. Бруни, А. Я. Быховский, А. М. Васнецов, В. А. Ватагин, М. М. Винник, И. И. Голиков, С. Н. Грузенберг, С. М. Гузиков, И. Д. Дмитриев-Лютич, И. С. Ефимов, В. В. Журавлёв, А. Н. Златовратский, И. В. Зотов, А. И. Иванов, К. Г. Иванов-Соколов, В. Н. Костяницын, А. И. Кравченко, К. С. Кувакин, К. В. Кузнецов, П. П. Кузнецов, М. В. Леблан, С. Е. Леднев-Щукин, Б. Н. Липкин, М. А. Маркичев, В. Ф. Мей, С. Д. Меркуров, С. Д. Милорадович, П. В. Митурич, Ф. А. Модоров, К. Ф. Морозов, Г. И. Мотовилов, А. О. Никулин, П. И. Петровичев, Ф. Ф. Платов, Е. И. Пржецлавская-Мрочковская, А. А. Пупарев, И. Ф. Рахманов, М. В. Резников, М. Д. Рындзюнская, Б. Ю. Сандомирская, И. К. Слюсарев, Б. В. Смирнов, Д. Г. Соболев, Е. И. Столица, А. В. Тар-Бей, Л. В. Туржанский, И. Г. Фрих-Хар, В. В. Хлебникова-Митурич, Н. Н. Хохряков, Д. Ф. Цаплин, И. Д. Шадр, Я. А. Шапиро, Е. У. Шишкин-Голиневич, П. Д. Шмаров, О. В. Эйгес, Н. П. Ястребцов и другие.
Выставка: 1925 (Москва).
Группа объединила живописцев, графиков, скульпторов, сценографов, дизайнеров. В 1925 они провели в Государственном Историческом музее обширную выставку, в которой участвовало 109 художников, выставлялось 737 произведений (издан каталог).
Группа не имела какой-либо общей идейной или эстетической платформы: многие участники были членами и экспонентами других творческих объединений («4 искусства», «Жар-цвет»); впоследствии участвовали в выставках группы московских художников «Ассамблея», объединения «Искусство — социалистическому строительству» и других.
Выставка была сдержанно оценена художественной критикой; ряд периодических изданий по искусству и вовсе не откликнулся на нее. Критик Д. Кузнецов писал в журнале «Советское искусство» (1925, № 1, с. 89): «Остановка в пути — вот общее впечатление от выставки… Здесь мы видим все то, что было и ранее. Выставленный живописный материал можно в общих чертах подразделить на две группы: реалистическую и группу умеренно-левую, в которую входит ряд направлений недавнего прошлого, начиная от импрессионистов. Участвуют по большей части молодые силы, исключая нескольких мастеров старшего поколения: А. Васнецов, Столица, Туржанский, Кузнецов. Понимание явления здорового русского быта, архитектуры и сочетания пейзажа с архитектурой — вот то ценное, что есть у реалистов выставки. Это то живое, что они сохраняют для будущего, в манере письма оставаясь в прошлом. В них попадаются приятные полотна. Вот Столица: среди многочисленных вещей, выставленных им, пробивается тема: связь с природой больших одиноко-пустынных пространств и людей… Есть приятные вещи у Резникова («На реке Пскове» и др.). Но полотен, оставляющих большое впечатление «крупных вещей», нет у реалистов, точно так же, как нет их у левых. И в общем, можно даже сказать, что левые на выставке слабее. Их новое менее ново и жизненно, чем у тех, кто явно не нов. Такое впечатление оставляют Андрианов, Бонч-Осмоловский, Зотов… Соболев… Не ярок на выставке и Скульптурный отдел. Из выставленных проектов памятника Ногину… лучшее впечатление производит работа Меркулова (Меркурова. — AI.)». Тем не менее на выставке сформировалась группа, вскоре оформившаяся в Общество русских скульпторов (1925).