1878–1959
Скульптор, график, живописец, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства
Родился в семье чиновника. В 1896–1898 учился в частной художественной студии Н. А. Мартынова. В 1898–1900 занимался на естественном факультете Московского университета, одновременно посещал художественную школу Е. Н. Званцевой, где рисунок и живопись преподавали В. А. Серов, К. А. Коровин, скульптуру — А. С. Голубкина. В 1905–1908 работал в керамической мастерской С. И. Мамонтова «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. Занимался художественной игрушкой.
В 1906 поступил в МУЖВЗ, учился в классах рисования и живописи у В. А. Серова, а также на скульптурном отделении у С. М. Волнухина. В 1908 прервал учебу и отправился в Европу. В 1910–1911 посещал школу Ф. Коларосси в Париже, осваивал технику офорта под руководством Е. С. Кругликовой. Много работал с натуры в парижском зоопарке. Входил в кружок русских художников в Париже «Монпарнас».
В 1912 возвратился в Москву, возобновил занятия в МУЖВЗ. В 1913 за скульптуры «Страсть» и «Бизон» был удостоен звания художника-скульптора. Экспонировал свои произведения на выставках Московского товарищества художников (с 1907), «Мира искусства» (с 1913). Во время Первой мировой войны принимал участие в военных действиях.
После революции 1917 преподавал во Вторых Государственных свободных художественных мастерских — ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе в Москве (1918–1930), получил звание профессора. В 1918 вместе с женой, художницей Н. Я. Симонович-Ефимовой, организовал кукольный театр в Москве (просуществовал до 1943). Создал костюмы и декорации к постановкам «Принцесса на горошине» Х.-К. Андерсена (1918), «Макбет» У. Шекспира (1921) и многим другим. Работал в области книжной графики, оформил книги «Кот, козел да баран» (1924), «Басни» Эзопа (1925), «Как машина зверей всполошила» (1927), «Мена» (1929), «Мордовский эпос» (1930-е).
Являлся членом Общества русских скульпторов (1926–1927), объединений «Четыре искусства» и «Бригада скульпторов» («Бригада восьми»). В начале 1930-х участвовал в этнографических экспедициях московского Центрального музея народоведения в Башкирию и Удмуртию, работал художником-оформителем того же музея. В 1935–1937 создал скульптурный фонтан «Дельфины» у Северного речного вокзала в Москве. В 1937 за скульптуры «Рыбак с рыбой» и «Бык» награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Выполнил рельефы для станций Московского метрополитена «Павелецкая» и «Автозаводская» (1942–1943), для интерьеров Ярославского (1946–1947) и Ленинградского (1948) вокзалов в Москве, сквозные рельефы в зимнем саду Большого Кремлевского дворца (1952).
В 1955 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1958–народного художника РСФСР.
Ретроспективные выставки Ефимова состоялись в 1958–1960 в Москве и Ленинграде, в 1970 — в Москве, в 1975 — в Москве, Обнинске и Калуге.
Ефимов — один из крупнейших мастеров советской скульптуры, работал преимущественно как анималист. В творчестве продолжил традицию модерна с его культом гибкой, изогнутой линии, стремлением к декоративной выразительности и органической связи материала с характером изображения. В скульптурах мастер виртуозно обыгрывал возможности различных материалов: использовал дерево, кованую и листовую медь, цветное стекло, майолику и фаянс, подчас сочетая в одном произведении сразу несколько техник.
Произведения Ефимова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII века».
Свободная фигуративность (libres figurations) на аукционе AI
28.04.2025Открыты 578-е торги аукциона ARTinvestment.RU
28.04.2025Литература: Джо Лоусон-Танкред. ИИ и арт-рынок
25.04.2025Открыт 257-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
21.04.2025Открыты 577-е торги аукциона ARTinvestment.RU
21.04.2025HISCOX Artist Top 100 2025: От толерантности — к декоративности
18.04.2025Литература: Закари Смолл. Превосходство токенов
15.04.2025Открыт «Аукцион Шедевров» — большие Весенние торги ARTinvestment.RU
14.04.2025Отчет Art Basel и UBS 2025: основные показатели
11.04.2025Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе