Общество русских скульпторов

1925–1932, Москва

Члены-учредители: Н. А. Андреев, В. Н. Домогацкий, И. С. Ефимов, А. Н. Златовратский, Г. И. Кепинов, И. Ф. Рахманов, М. Д. Рындзюнская, Б. Ю. Сандомирская, И. Г. Фрих-Хар, И. М. Чайков.

Действительные члены и кандидаты: Н. И. Альтман, В. А. Андреев, Л. А. Андреева, С. Ф. Булаковский, Л. Я. Вайнер, Б. В. Валентинов, В. А. Ватагин, Е. М. Гельфер, А. С. Голубкина, М. А. Денисова-Щаденко, П. И. Добрынин, А. Е. Зеленский, И. Я. Иткинд, И. А. Камбаров, Л. А. Кардашов, И. В. Клюн, С. Т. Конёнков, Б. Д. Королёв, Н. В. Крандиевская, Ю. А. Кун, С. Д. Лебедева, А. Т. Матвеев, В. И. Мухина, Е. Д. Никифорова, Н. И. Нисс-Гольдман, Е. В. Орановский, Н. П. Прохоров, И. Л. Слоним, Т. Ф. Смотрова, О. К. Сомова, М. М. Страховская, А. И. Тенета, П. М. Ульянов, М. И. Феокритова, К. Е. Фомин, В. Хома, Д. Ф. Цаплин, И. Д. Шадр, Е. У. Шишкина, С. В. Щербаков, В. В. Эллонен, С. Д. Эрьзя, Д. А. Якерсон.

Члены-сотрудники: А. В. Бакушинский, Б. Н. Терновец, М. Н. Райхинштейн.

Выставки: 1-я (1926, Москва) — 4-я (1931, Москва)

Основано бывшими членами Московского профессионального союза художников-скульпторов. Толчком к созданию послужил успех скульптурного отдела выставки ОБИС, состоявшейся в начале 1925. На учредительном собрании 7 октября 1925 было принято название «Московское общество скульпторов» и выработан устав (утвержден Наркомпросом 20 января 1926). На втором собрании 17 января 1926 утвердилось новое название — «Общество русских скульпторов» и избрано правление: председатель — В. Н. Домогацкий, заместитель председателя — И. С. Ефимов, члены правления: Е. В. Орановский, И. М. Чайков, Г. И. Кепинов. Постоянным секретарем был А. Н. Златовратский, казначеем — И. Ф. Рахманов. Позднее (после 1928) правление поочередно возглавляли сменные председатели: Н. А. Андреев, В. Н. Домогацкий, И. М. Чайков; должность заместителя председателя занимал В. А. Ватагин; в правление входили И. Г. Фрих-Хар, В. И. Мухина. Официальным адресом правления значился Большой Козихинский переулок, дом 8, квартира 3 (мастерская А. Н. Златовратского).

Собрания проходили главным образом в мастерской М. Д. Рындзюнской. Зачитывались и обсуждались доклады по проблемам скульптуры — в частности, Б. Н. Терновец выступил с докладом «О современной скульптуре на Западе», архитектор К. С. Мельников с докладом «О сотрудничестве скульпторов и архитекторов в современном строительстве»; одно из заседаний было посвящено памяти А. С. Голубкиной (1927).

В состав Общества входили почти все известные московские скульпторы, ряды ОРС также регулярно пополнялись за счет выпускников скульптурного факультета Вхутемаса — Вхутеина. Членами постоянно являлись около 20 человек, еще 10-15 скульпторов привлекались в качестве экспонентов (кандидатов).

Единой художественной программы объединение не имело. Многие участники являлись одновременно членами других обществ и союзов: Б. Д. Королёв и Г. И. Кепинов — ОМХ, И. М. Чайков — «4 искусства», И. Д. Шадр — АХРР; однако, по воспоминаниям И. Л. Слонима (Общество русских скульпторов // Творчество, 1967, № 5, с. 10–13), в ОРС процветала терпимость к различным течениям в искусстве (в том числе к «левым»).

Общество провело четыре выставки: в марте — апреле 1926 (Государственный Исторический музей), в апреле 1927 (Музей Революции), в июне 1929 и июне 1931 (обе — ГМИИ), которые частично финансировались Главнаукой Наркомпроса. Отбором произведений к выставкам занимался выставочный комитет, в который в разное время входили В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, А. Н. Златовратский, И. М. Чайков, В. Н. Домогацкий, В. И. Мухина.

А. В. Бакушинский во вступительной статье к каталогу 1-й выставки писал: «Почин и обстановка “передвижных” выставок поставили уже скульптуру во всех ее публичных появлениях иногда “декоративным”, иногда “идейным”, но всегда каким-то ненужным, не замечаемым обычно придатком к живописному и графическому содержанию выставок. Она все более становилась неким поистине “пустым” местом… Революция, раскрывшая величайшие творческие силы страны, ставит ныне перед искусством ряд широчайших общественных задач и в области идейного, и в области материального оформления потребностей послереволюционной культуры… Поэтому, быть может, также более, чем когда-либо, необходим ныне смотр скульптурных наличных сил. Настоящая выставка — его начало. Она показывает впервые скульптуру как самостоятельный вид искусства».

На первой выставке 29 участников представили 147 работ, среди которых были значительные произведения — «Пламя Революции» В. И. Мухиной, «Портрет скульптора Т. А. Ивановой» А. С. Голубкиной, «Портрет В. В. Иванова» С. Д. Лебедевой, «Портрет В. И. Ленина» Н. И. Альтмана, «Поэт пустыни (узбек)» И. Г. Фрих-Хара, «Девушка из березы» А. Н. Златовратского, «Кошка» и «Тигр» В. А. Ватагина.

Критик И. Хвойник писал в журнале «Советское искусство» (1926, № 4, с. 69–73): «Первое впечатление от выставки — необычное… скульптуре “нехорошо одной быти” в пространстве нескольких зал… Эти залы с полутораста выросшими из пола человекообразными, застывшими на тумбах изваяниями создают несколько “жуткий” пейзаж… По содержанию экспонатов выставка (как и основное ядро “ОРС”) не является показом какой-либо художественной группировки либо направления. В ней нет объединяющего признака — ни в смысле формального единства, ни по идеологическому сродству участников. Это просто выставка современной скульптуры… (1-я выставка ОРС называлась «Государственная художественная выставка современной скульптуры». — AI.). Отсутствие своего художественного лица характерно для ОРС`а как самостоятельной группы: в ней и члены АХХР`а, и “4-х Искусств”, и прочие. “ОРС”, по-видимому, группа без идеологического стержня: ее стержень — скульптурный каркас, и только… Конечно, в этом ничего плохого нет. Но самоопределение исключительно по нивеллирующему (так. — AI.) признаку, без потребности в идеологическом либо даже формальном размежевании, лишает “ОРС” значения как художественной группы… Отсюда эклектизм выставки как в формальном, так и в тематическом разрезе. Здесь мирно уживаются и примитивизм, и беспорядочная, дерганная манера скульптурного импрессионизма, и кубизм, и натурализм, и отчасти отвлеченная конструкция… Есть и следы “утехи буйных лет” неукротимого фокусничества, есть и “совращение” в негритянскую примитивную экзотику… Есть попытки говорить в скульптуре языком живописи… либо даже языком графики. Но есть и знаменательный общий несомненно поворот — это стремление к более четкой предметности изображения, стремление вернуться к миру чувственных вещей, к пластической стихии скульптуры и ее носителю — человеческому телу…».

К открытию 2-й выставки перед зданием Музея Революции был установлен монументальный архитектурно-скульптурный ансамбль И. М. Чайкова «Башня Октября». В выставке участвовали 33 мастера, которые показали 133 работы, в том числе: «Идущий слон», «Сидящий павлин» В. А. Ватагина, «А. С. Пушкин» В. Н. Домогацкого, «Ветер» В. И. Мухиной, «Сидящая женщина (Стася)» С. Д. Лебедевой, «Молодайка» М. Д. Рындзюнской, «Октябренок» Б. Ю. Сандомирской, «Купальщица», «Мостостроитель» И. М. Чайкова.

Во вступительной статье к каталогу 3-й выставки А. В. Бакушинский замечал: «… Оно (ОРС. —AI.) постепенно становится не только профессиональной организацией по роду искусства, основанной на качественном подборе членов и их продукции, но и неким принципиальным объединением. Множественность существующих в нем концепций и направлений дает разнообразие и напряженность внутренней жизни общества, борьбе этих концепций. Однако в этой борьбе уже намечается нечто общее… полный возврат к изобразительности; обращение к социальной тематике не столько в бытовом, сколько в символическом ее значении; искание путей в реалистической форме…». Третья выставка объединила 25 скульпторов и 82 произведения, среди которых были: «Физкультурница», «Баррикады. Октябрь» Л. Я. Вайнера, «Физкультура» А. Н. Златовратского, «Зебра» И. С. Ефимова, «Портрет С. М. Будённого» С. Д. Лебедевой, «Муза-комсомолка» И. Ф. Рахманова, «Знамя» М. Д. Рындзюнской, «Портрет В. А. Фаворского», «Футболисты», «Мотоциклист» И. М. Чайкова, «Сезонник», «Труженик», «Освобожденный Восток» И. Д. Шадра.

В четвертой выставке участвовал 31 художник и 111 произведений. Среди центральных экспонатов были: «Портрет Н. Э. Баумана» Б. Д. Королёва, «Лена (девушка с поднятыми руками)» С. Д. Лебедевой, «На паровом молоте — ударная бригада» А. Н. Златовратского, «Стачка» И. Л. Слонима, «Негр под пальмой», «Чапаевский гармонист Вася», «Старый город» И. Г. Фрих-Хара.

С конца 1920-х ОРС подвергалось нападкам со стороны теоретиков Пролеткульта за отсутствие «идеологического содержания» и приверженность к «буржуазным» формам» скульптуры. Весной 1932 Общество было ликвидировано.

РАТНЕР Владислав Исаакович (1926–2002) Без названия (Пейзаж). 1974
Текущая ставка
13 000 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
ПИВОВАРОВ Виктор Дмитриевич (1937) Без названия. 1999
Текущая ставка
18 000 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
ГЕТА Сергей Андреевич (1951) Август. 2019
Текущая ставка
7 500 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 06.09.2019 Итоги AI Аукциона №294. Продано 60% лотов Покупали всё: русскую классику, советское искусство и шестидесятников. География – Москва, Люберцы, Пермь и Орша
  • 03.09.2019 Открыты 294-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это семь живописных работ, семь листов оригинальной графики, три работы в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна работа в технике фотопечати на металле
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх