1878–1960
Скульптор, график, художник декоративно-прикладного искусства
Родился в семье торгового служащего. В 1896–1899 учился в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове у В. В. Коновалова и Т. П. Сальвини-Баракки, одновременно у Коновалова в студии при саратовском обществе изящных искусств. В 1899 поступил в МУЖВиЗ в качестве вольнослушающего ученика. Занимался под руководством С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. В 1900–1901 получил малую серебряную медаль и премию С. М. Третьякова за скульптурные этюды. В конце 1902 выбыл из Училища, не окончив курса и не получив звания художника.
В 1901–1905 работал в керамической мастерской С. И. Мамонтова «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве, в 1907–1912 — в художественно-керамических мастерских П. К. Ваулина и О. О. Гельдвейна в Кикерине под Петербургом. В 1906–1907 на стипендию фонда Е. Д. Поленовой занимался в частных художественных студиях в Париже. С 1912 жил в Петербурге (Петрограде, Ленинграде). В 1913–1914 совершил путешествие по Италии, посетил Флоренцию, Рим, Неаполь.
Экспонировал свои работы на выставках Московского товарищества художников (с 1905), «Голубая роза» (1907), «Венок» (с 1908). Являлся членом и экспонентом объединений Союз русских художников (с 1910), «Мир искусства» (с 1912), «Бубновый валет» (с 1910). В начале 1910-х создал комплекс декоративно-мемориальных скульптур для имения Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое в Крыму, в 1912 выполнил надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе. Принимал участие в скульптурном оформлении церкви в имении П. И. Харитоненко Натальевка Харьковской губернии (1912), доходных домов Петрограда (1913–1916). В 1917 руководил скульптурной мастерской МУЖВЗ и Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.
После Октябрьской революции 1917 входил в Коллегию по делам искусств и художественной промышленности при ИЗО Наркомпроса, являлся членом президиума временного комитета уполномоченных Союза деятелей искусств. В 1918 по плану монументальной пропаганды выполнил памятник К. Марксу в Петрограде (не сохранился). В 1920-х создал серию статуэток для Государственного фарфорового завода в Ленинграде и Новгородского государственного фарфорового завода в Волхове, которые были удостоены золотой медали на Международной выставке художественно- декоративных искусств в Париже в 1925.
В 1924 стал одним из учредителей объединения «Четыре искусства», с 1926 был членом Общества русских скульпторов. В 1918–1948 преподавал в Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских — Институте живописи скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; в 1932–1934 был директором Всероссийской Академии художеств. В 1931 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1930-х — 1940-х работал над проектами памятников А. М. Горькому, А. П. Чехову, А. С. Пушкину и других.
В 1941 эвакуирован в Самарканд, с 1944 жил в Загорске, в 1946 переехал в Москву. В 1940–1948 преподавал в Московском государственном художественном институте.
В 1958–1959 в Москве и Ленинграде прошла персональная выставка Матвеева.
Ретроспективные выставки произведений мастера, приуроченные к 100-летию со дня его рождения, состоялись в 1978 в Ленинграде и в 1978–1979 — в Москве.
Матвеев — выдающийся художник первой половины ХХ столетия, крупнейший представитель символизма в скульптуре. Он выработал собственный пластический стиль, отличающийся плавностью, «текучестью» линий, кажущейся хрупкостью, зыбкостью форм, декоративностью. Камерные по характеру скульптуры мастера необычайно одухотворенны и поэтичны; в тематике произведений преобладают мотивы покоя, призрачного сна, реальности и грезы. Матвеев стремился к гармонии, уравновешенности, синтезу с окружающей природой, считая, что искусство должно выражать вечную истину, которая выше земной суеты.
Произведения Матвеева находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII века», ГМИИ им. А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства и других.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе