Живописец, график, сценограф.
Родился в семье священника, младший брат художника Виктора Васнецова. Общее образование получил в 1866–1872 в Духовной семинарии в Вятке. Рисованием занимался под руководством своего брата и художника Э. Ф. Андриолли. В 1872 переехал в Петербург, готовился к поступлению в ИАХ, пользовался советами П. П. Чистякова. Однако отказался от поступления. С 1875 работал учителем в селе Быстрица под Вяткой.
В 1878 переехал в Москву. В начале 1880-х сблизился с С. И. Мамонтовым и членами Абрамцевского художественного кружка. В творчестве прибегал к советам И. Е. Репина и В. Д. Поленова. Принимал активное участие в рисовальных вечерах И. Е. Репина, музыкальных, литературных вечерах в московском доме Мамонтовых и Абрамцеве. Начиная с 1880 по 1894 почти каждое лето жил в Ахтырке и Абрамцеве, написал множество пейзажей окрестностей этих мест. Периодически работал в керамической и столярной мастерских Мамонтова.
Много путешествовал по России и Европе. В 1881 совершил поездку в Финляндию, в 1885–1891 неоднократно бывал на Украине, в 1890–1891 путешествовал по Среднему и Южному Уралу, в 1895 — по Кавказу, в 1898–1900 побывал во Франции, Германии и Италии.
С 1881 экспонировал свои работы на выставках Московского общества любителей художеств. С 1883 до 1902 постоянно участвовал в выставках ТПХВ, став членом Товарищества в 1888. Ряд произведений с выставок ТПХВ были куплены П. М. Третьяковым.
В конце 1890-х — начале 1900-х много работал как художник-декоратор в театрах Москвы и Петербурга. Оформил ряд спектаклей для Русской частной оперы Мамонтова, в частности «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова (оба — 1896), «Хованщина» М. П. Мусоргского (1897), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1898). Сотрудничал также с Большим театром, Оперным театром С. И. Зимина, Театром Г. Г. Солодовникова, Народным театром, Мариинским театром, Товариществом оперных артистов.
В 1898 выставлялся в Мюнхенском Сецессионе. В 1900 за картины «Зимняя сказка» и «Элегия» был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1900 был избран академиком, в 1903 — действительным членом ИАХ. С 1901 по 1918 преподавал в МУЖВиЗ. В 1900–1901 участвовал в выставках «Мира искусства». В 1903 стал одним из основателей и постоянным экспонентом Союза русских художников (до 1922). В 1906–1907 произведения Васнецова экспонировались на выставке русского искусства, организованной С. П. Дягилевым в Париже, а затем в Берлине. В 1913 за картину «Московский застенок. Конец XVI века» был награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене.
Активно занимался общественной деятельностью. С 1900 входил в Комиссию по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе, в 1901 был избран его членом-корреспондентом, в 1906 — действительным членом. В 1908 учредил Московский кружок любителей астрономии. В 1912 стал членом Комиссии по изучению старой Москвы. Написал ряд статей по истории и теории искусства, археологии Москвы, астрономии.
После революции 1917 был избран председателем Совета художественных организаций Москвы. Работал в комиссии «Старая Москва», с 1923 являлся ее председателем. В 1922 произведения Васнецова экспонировались на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине, в 1924–1925 — на передвижной выставке русского искусства в США. В 1923–1930 художник преподавал в Кустарно-художественном техникуме. В 1929 в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина состоялась первая персональная выставка мастера, приуроченная к 50-летию его художественной деятельности. В 1930 стал членом Общества художников-реалистов.
Ретроспективные выставки произведений Васнецова прошли в 1933 (посмертная), 1950 и 1956 в Государственной Третьяковской галерее.
Аполлинарий Васнецов занимает видное место в истории русского искусства конца XIX — начала ХХ столетий, которое определяется в большей степени его принадлежностью к Абрамцевскому кружку, общественной и преподавательской деятельностью. Значение творчества мастера не так велико, хотя оно принадлежит к характерным явлениям своего времени. В произведениях Васнецова нашел отражение интерес к русской истории, традициям и культуре, составлявший основу художественных поисков многих его современников.
Васнецов не получил систематического профессионального образования. В ранний период 1880-х — 1890-х писал преимущественно пейзажи, близкие передвижнической традиции. Известность принесли работы 1900-х, в которых он стремился воспроизвести облик допетровской деревянной Москвы, решая в большей степени историко-археологические, нежели сугубо художественные задачи — композиционные, пластические, колористические.
Произведения Аполлинария Васнецова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Нижегородском государственном художественном музее, Государственном историческом музее, Музее истории города Москвы, музее-заповеднике «Абрамцево» и других. В Москве работает Музей-квартира А. М. Васнецова.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе