Художник недели: Аполлинарий Васнецов
История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аполлинария Михайловича Васнецова, которому отсутствие художественного образования не помешало стать одним из лучших живописцев сказочной русской природы и древней Москвы
Годы жизни: 1856–1933
Направление: реализм
Вид искусства: живопись, графика, сценография
Жизнь и творчество
Аполлинарий Михайлович Васнецов — русский пейзажист и педагог, брат живописца Виктора Михайловича Васнецова. Хотя Аполлинарий Михайлович не получил профессионального художественного образования, он не только сумел достичь вершин живописного мастерства, но и стал одним из значимых действующих лиц художественной жизни России конца XIX — начала XX века. Художник семнадцать лет преподавал в пейзажном классе МУЖВЗ, был одним из основателей и, впоследствии, руководителей Союза русских художников. Вдохновенный наблюдатель старины, Аполлинарий Васнецов долгое время занимался охраной памятников Москвы, с поразительной точностью запечатлевал их в своих произведениях.
Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 25 июля 1856 года в селе Рябово Вятской губернии. Его отец был священником, интересовался историей, естествознанием, литературой, любил рисовать. Но именно пример старшего брата, Виктора Васнецова, сыграл ключевую роль в выборе Аполлинарием профессии. Позднее он писал: «Я и художником-то стал потому, что в детстве видел его [Виктора] рисунки и работы».
Благодаря Виктору Аполлинарий получил начальное художественное образование. Заметив способности мальчика, старший брат пристроил его на обучение к польскому художнику Михалу Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в польском восстании 1863 года. Выпускник Училища живописи и ваяния Московского художественного общества (впоследствии МУЖВЗ), Андриолли хлопотал о сборе средств для отправления своего подопечного в Петербург, где тот смог бы продолжить учиться живописи. К сожалению, старания его не увенчались успехом. Будущий художник получил лишь религиозное образование — окончил Вятское духовное училище, куда поступил по настоянию отца (1865–1872). Когда Виктор Васнецов в очередной раз вернулся в Вятку из Академии, он твердо решил взять художественные занятия брата под свое руководство. Осенью 1872 года Васнецовы уехали в Петербург.
Художественная среда столицы потрясла юного живописца. «В Вятке, в духовном училище, я и не подозревал, что есть где-то какая-то жизнь искусства, охватывающая человека всецело и беззаветно», — отмечал Аполлинарий Васнецов. В родном городе он практически не видел картин. Здесь же, через брата, он познакомился с ведущими фигурами культуры своего времени: И. Н. Крамским, И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, В. В. Стасовым, В. М. Максимовым. Художник вспоминал: «По приезде в Петербург я сразу же попал с братом в мастерскую Репина, когда он писал знаменитую свою картину “Бурлаки”, в мастерскую Антокольского, лепившего статую Петра Великого для Кронштадтского порта. Заряд был довольно сильный для того, чтобы ошеломить такого юнца, как я, приехавшего из глуши Вятской губернии». Васнецов посещал Эрмитаж, внимательно следил за выставками и новыми работами в мастерских художников. Главной целью для него стало поступление в Академию художеств, но для этого ему недоставало диплома о среднем образовании. Он решил самостоятельно подготовиться к сдаче экзамена за курс реального училища, изучал математику, физику, химию, историю. В 1875 году он отправился в Вятку для получения диплома.
Приехав на родину, Васнецов попал в окружение студентов Сельскохозяйственного земского училища, сторонников народничества. Его планы на будущее резко изменились. Встреча со сверстниками, увлеченными либеральными идеями, привела к тому, что Васнецов решил покончить с искусством и посвятить себя общественной деятельности: «Служить народу, “идти в народ” увлекло меня, и я решил идти в народные учителя». В 1877 году живописец успешно сдал экзамен и выбрал местом службы школу в селе Быстрица неподалеку от Вятки. Проработав там около года, художник разуверился в народнических идеалах. Летом 1878-го он вернулся в Вятку, а затем отправился к брату в Москву. Об этом он писал: «На этот раз корабли народничества были сожжены, хотя, по-видимому, не без остатка: любовь к Родине, к народу не сгорела».
В Москве Аполлинарий Васнецов вновь обратился к живописи, писал много картин и этюдов, особо отмечая для себя архитектурные памятники. Он зарабатывал на жизнь иллюстрациями в журналах «Всемирная иллюстрация» и «Живописное обозрение», для которых изображал городские виды, сцены из жизни русской деревни. В работе ему сильно помогало знание крестьянского быта, приобретенное за годы «хождения в народ», он нередко использовал приемы из народного творчества, лубочную манеру изображения.
Начиная с 1882 года каждое лето Васнецов проводил на семейной даче в селе Ахтырка, расположенном рядом с имением Абрамцево. Вместе с братом Виктором он вошел в число художников мамонтовского кружка, поддерживал многие начинания объединения: сделал декорацию «Слобода Берендеевка» к спектаклю «Снегурочка», создавал эскизы мебели для художественно-столярной мастерской, посещал литературные и музыкальные вечера. Живописец в полной мере использовал возможность поучиться у мастеров, собравшихся вокруг С. И. Мамонтова. В последующих работах Васнецова на темы русской истории и быта нашла свое отражение особая стилистика, проникнутая мифологизмом, сформированная увлечением народным искусством, которое объединяло художников Абрамцевского кружка. Большие успехи он делал и в области пейзажа, погрузившись в написание этюдов близ Ахтырки и Абрамцево. Вероятно, наиболее продуктивным в этом плане было общение Аполлинария Михайловича с В. Д. Поленовым, наставлявшим молодого живописца.
В 1880-е Васнецов путешествовал по России, побывал в Украине и в Крыму. Он написал ряд масштабных полотен, которые экспонировались на выставках ТПХВ. Одну из них, пейзаж «Серенький день» (1883), П. М. Третьяков приобрел для своей галереи, а «Весенняя тишь» (1890) удостоилась первой премии Общества поощрения художеств. В 1888 году художника приняли в Товарищество.
Последующий этап, 1890-е—1900-е годы, по праву считают лучшим периодом творчества Васнецова. В начале 1890-х он совершил длительную поездку по Уралу, материалы которой послужили основой для череды северных пейзажей. Мастерство, с которым Васнецов передавал эпичность русской природы, созвучно искусству А. И. Куинджи и И. И. Шишкина. Художник признавал колоссальное влияние, которое произвели на него эти «большие» живописцы: «Настолько мне нравились работы Шишкина — рисунки его пером и офорты, что меня обвиняли даже в подражании ему. Причиной особенного предпочтения его перед другими была вятская природа: леса, поля и дали; они общи для нас обоих, и я и он выросли в вятских лесах. Когда появились пейзажи Куинджи, то обаяние Шишкина отошло на второй план. В пейзажах Куинджи меня поражали свет и пространство — одни из первых, основных начал пейзажа, которые он так ясно сумел поставить».
Но в произведениях Васнецова остро чувствуется не только традиция великих классиков русского пейзажа. Стоит отметить, что ему оказалась близка и другая магистральная тенденция в русской живописи конца XIX века — общемирового ар-нуво с его стремлением к декоративности, стилизации, интересом к символизму. В конце 1890-х Васнецов симпатизировал объединению «Мир искусства» и принял участие в ряде его выставок. В 1900 году он был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже — за одну из наиболее мистических, «символистских» своих работ, картину «Элегия» (1893).
Итак, к 1900 году Аполлинарий Васнецов уже был живописцем с именем. Он имел успех у публики, около десяти его произведений к тому времени вошли в собрание Третьяковской галереи. И. Е. Репин в одном из писем Виктору Васнецову особенно похвалил художника: «Картины Аполлинария мне очень нравятся. Какой он молодец, какое воображение!». В 1901 году Васнецов, недавно получивший звание академика, был приглашен на должность руководителя пейзажного класса в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, на место скончавшегося И. И. Левитана. Там он преподавал до 1918 года. Кроме того, в 1903 году Аполлинарий Васнецов стоял у истоков Союза русских художников, впоследствии занял место одного из его руководителей.
Картины русской природы Васнецов продолжил писать в Демьянове, в имении В. И. Танеева, брата знаменитого композитора. Здесь он проводил каждое лето с 1903 по 1917 год. Творческие поиски живописца развивались в русле, заданном еще абрамцевскими произведениями, но широта и эпичность пейзажей начали уступать место интимности и камерности, а их техническая сторона все более совершенствовалась.
Если первую славу Васнецову снискали работы, вдохновленные русской природой, то вторым источником вдохновения, безусловно, стала древняя Москва и ее архитектура. Художник еще в 1878 году поселился в самом центре, в Кокоревском подворье, и сразу был очарован образами средневекового города. В стремлении не упустить ни одной детали в исторических и бытовых сценах, живописец изучал археологию и историю, был членом Комиссии по охране древних памятников при Московском археологическом обществе. В 1903 году он был избран членом-корреспондентом, а затем и действительным членом Московского археологического общества (1906).
Удивительную глубину, с которой Васнецов передавал облик столицы, высоко оценил даже столь притязательный критик, как Александр Бенуа: «А. Васнецов уже много лет как живет в Москве, прямо против самого Кремля, и этот единственный в мире, невероятный, совершенно сказочный вид пленил его, заставил его забыть юношеские впечатления Сибири и направил его усилия на то, чтобы возродить то изумительное великолепие, от которого Кремль остался прелестным, но одиноким обломком.
Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении. В них он, подобно своему брату, сумел разгадать коренную русскую, окончательно в наше время исчезающую красоту, вычурную, странную прелесть целой безвозвратно погибшей культуры».
Вполне закономерно, что интерес к памятникам привел Васнецова и в область архитектурного проектирования. В 1900-е годы Васнецов разработал несколько архитектурных идей для гражданских и церковных построек, а в 1907 году получил первую премию Московского архитектурного общества за проект жилого дома П. Н. Перцова (хотя построен он был в итоге по другому проекту, С. В. Малютина). В 1912 году Васнецов участвовал в конкурсе на здание Училища живописи, ваяния и зодчества.
Революцию Васнецов встретил с воодушевлением, однако вскоре испытал горькое разочарование. В 1918 году его заставили покинуть Училище живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал семнадцать лет, лишили мастерской. Тем не менее в общем и целом судьба художника при советской власти сложилось относительно благополучно. В конце 1918 года Васнецов был избран председателем Комиссии по изучению старой Москвы при Московском археологическом обществе, где работал вплоть до 1929 года. Произведения Васнецова экспонировались за рубежом: на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине (1922), на передвижной выставке русского искусства в США (1924–1925). А в 1929 году в Румянцевском музее (зал библиотеки им. В. И. Ленина) открылась юбилейная выставка работ живописца.
В письме Н. Н. Хохрякову (1928) Васнецов провозгласил: «Писать, писать с натуры... пока глаза видят и руки держат кисть...». Работая до последних дней, он умер 23 января 1933 года в Москве. Посмертные ретроспективы творчества художника прошли в Государственной Третьяковской галерее в 1933, 1950 и 1956 годах. В квартире художника в Фурманном переулке, 6 — по московскому адресу художника с 1904 года и до конца жизни, в 1965 году открылся Мемориальный музей-квартира.
Произведения Аполлинария Васнецова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Музее истории города Москвы, музее-заповеднике «Абрамцево» и др.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Аполлинария Васнецова входит живопись, проданная на лондонских аукционах в разные периоды. Третий результат был достигнут осенью 2006 года на Christie’s: живопись «Отъезд из имения» (1930, холст, масло) была продана за $116 628. Вторая позиция в рейтинге принадлежит Sotheby’s: на весенних «русских неделях» в 2005-м «Порт в Новгороде» (1902, холст, масло) ушла с торгов за $548 583. Ныне действующий рекорд был установлен относительно недавно, в 2017-м: на торгах Christie’s живопись «Старинный Великий Новгород» (1941, холст, масло) ушла с аукциона за $1 130 535 при эстимейте $466 200–$599 400.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 94 раза были выведены на аукционные торги, из них живопись — 56 работ, графика — 20 работ, тиражная продукция — 15 работ, смешанная техника — 3 работы. Средняя стоимость проданных работ — $46,4 тыс., медианная стоимость — $6,4 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $2,79 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 60 к 34 (64 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1994–2008 | 35 | 26 | 74 | 9 |
2009–2015 | 23 | 11 | 48 | 12 |
2016–2021 | 36 | 23 | 64 | 13 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | ||||
шт. | % | |||
РФ | 46 | 26 | 57 | 20 |
Великобритания | 27 | 21 | 78 | 6 |
США | 14 | 7 | 50 | 7 |
Германия | 2 | 2 | 100 | 0 |
Австрия | 2 | 2 | 100 | 0 |
Швейцария | 1 | 1 | 100 | 0 |
Финляндия | 1 | 1 | 100 | 0 |
Франция | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п |
Название |
Покупка |
Продажа |
Срок владения, лет |
Аукционный дом, город |
Прибыль, $ тыс. |
CAGR, % |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год |
Цена, $ тыс. |
Год |
Цена, $ тыс. |
|||||||
1 |
Дом на фоне лесного пейзажа |
2005 |
66,4 |
2007 |
82,9 |
2 |
Christie's, Лондон |
16,5 |
12,4 |
|
2 |
Порт в Новгороде |
1999 |
73,4 |
2005 |
548,6 |
6 |
Sotheby's, Лондон |
475,2 |
107,9 |
Работы Аполлинария Васнецова имеют 2 повторные продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 60,1 %. Поскольку продаж всего две, точно такую же цифру составляет и медианный CAGR. Отметим, что результат, достигнутый «Портом в Новгороде» в 2005-м, занимает сегодня второе место в ценовом рейтинге художника. В остальном выборка из двух повторных результатов не позволяет говорить о какой-либо закономерности. Средняя стоимость всех проданных работ художника составляет 159 % от среднего эстимейта — другими словами, продавцы ушедших с аукциона работ в среднем получили сумму в полтора раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 52 % продаж.
Васнецов довольно редкий художник на открытом рынке, о чем говорит относительно небольшая (в сравнении с другими русским живописцами) история аукционных продаж. У художника есть свой сформировавшийся рынок — об этом, в частности, говорит динамика появления его работ на публичных торгах: в годы роста она увеличивается, с наступлением рецессии снижается. Кроме того, в отличие от многих других авторов, рекордная продажа Аполлинария Васнецова случилась не в 2006–2008 годах, а в «санкционном» 2017-м. Это означает, что за лучшие предложения на рынке коллекционеры готовы бороться вне зависимости от экономических реалий. Тем не менее обратим внимание, что количество лотов живописи более чем вдвое превышает графику и тиражную продукцию: это наглядно показывает, что рынку художника есть куда расти — он еще не заполнен предметами в нижней ценовой категории, появляющимися из закромов коллекционеров (и, увы, из небытия) в годы резкого роста популярности художника. С большой долей вероятности это случится после первой крупной персональной выставки живописца в одном из ведущих музеев. Правда, одновременно возрастет и средняя стоимость основного актива Васнецова — работ, написанных маслом на холсте.
Аполлинарий Васнецов — уникум на рынке русского искусства. В мировой практике художники, не имеющие профессионального образования, как правило, отметаются галереями еще до попадания на глаза коллекционерам — а все из-за статистики, согласно которой из десяти успешных авторов (т. е. преодолевших путь из многообещающих художников — в признанные) образование имеют девять. Другое дело, что исключения из правил, самобытные художники — всегда яркие, с собственным почерком. Классического образования не было у Поля Гогена, Мориса де Вламинка, Мориса Утрилло и Фриды Кало, а работник таможенной службы Анри Руссо открыто заявлял о нежелании учиться — в результате мы получили одно из главных имен «сознательного» примитивизма. К счастью для истории, в конце XIX века миром русского искусства управляли не галереи, а мнение художественного сообщества и меценаты с высоким уровнем вкуса. Так, Аполлинарий Васнецов был отмечен классиками того времени — теми же Репиным и Бенуа, а его работы были приобретены взыскательным Павлом Третьяковым.
На текущем, 365-м AI Аукционе представлена работа «Пейзаж. На краю села» (конец 1890-х — 1900-е), созданная в лучший период творчества художника. Исходя из фактов творческой биографии художника, возможно, пейзаж написан на семейной даче в селе Ахтырка близ Абрамцево или в селе Демьяново под Клином.
Источник: Беспалова Л. А. Аполлинарий Михайлович Васнецов: vasnec.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210201_vasnetsov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210201_vasnetsov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.