Пролеткульт
1917–1932, Петроград — Ленинград
Участники-художники (преподаватели): Л. Ф. Жегин, С. Т. Конёнков, П. В. Кузнецов, К. С. Малевич, В. Е. Пестель, Б. Ф. Рыбченков, Н. В. Синезубов, М. К. Соколов, П. С. Уткин, В. Д. Фалилеев, А. В. Фонвизин, М. М. Щеглов, В. М. Юстицкий и другие.
Участники-художники (ученики художественных студий): М. М. Аксельрод, Т. Б. Александрова, П. М. Кондратьев, П. Н. Крылов, М. В. Маторин, М. И. Недбайло, Г. Г. Ряжский, И. А. Соколов, Н. А. Соколов, Ч. К. Стефанский, В. А. Тамби и другие.
Выставки: 1918 (Петроград), 1921 (Петроград).
Объединение пролетарских культурно-просветительских организаций. Возникло после Февральской революции 1917 года; 10–19 октября того же года по инициативе А. В. Луначарского проведена первая конференция, посвященная вопросам пролетарской культуры. На ней выбраны рабочие органы ЦК и намечены основные направления работы. Созданы отделы: театральный, литературный, клубный, лекторский, изобразительных искусств, музыкальный, школьный и внешкольного образования.
Своей задачей Пролеткульт ставил «выработку самостоятельной духовной культуры», стремился «дать рабочему целостное воспитание, непреложно направляющее коллективную волю и мышление». В 1919 организация имела около 100 отделений в городах России, в октябре 1920 насчитывала в отделениях, секциях, студиях около 400 тысяч рабочих.
В разные годы Пролеткульт издавал свыше 20 журналов («Грядущее», «Горн», «Пролетарская культура», «Гудки», «Зарево заводов»). Издавались программные художественные декларации и манифесты, политические и теоретические статьи, сборники пролетарской поэзии прозы, проводились выставки рабочих-художников.
Первая из таких выставок была открыта 25 августа 1918 во Дворце Пролетарской культуры в Петрограде; на ней экспонировалось более 400 произведений. Об одной из последующих выставок 1921 года (не упомянута в справочнике «Выставки советского изобразительного искусства». М., 1965, т. 1) критик Э. Ф. Голлербах писал: «Силуэты фабричных зданий, стук машин, черноземные поля, бороздимые упорным плугом, сотни рабочих лиц, мускулистые, цепкие руки, не знающие устали, — и надо всем этим колыхание знамен, буйный разбег вешнего ветра, грозные и ликующие песни свободы. В этом мире зародилось “пролетарское искусство”. В этом мире оно живет и развивается. Еще нетверды его шаги. Устремления ясны, но не ясны еще приемы, не установились еще художественные формы…. Многое еще в работах молодых пролетарских художников детски-беспомощно и детски-несовершенно, но не будем забывать, что у них впереди — широкое, просторное будущее. Художники, участвующие в выставке Пролеткульта, скромно наименовали себя безликими номерами… Отдельная комната уделена портретным этюдам: тут бросается в глаза плакатный характер работ, иногда тяготение к фреске, стремление разложить лицо на плоскости, влияние кубизма, Натана Альтмана… Петрова-Водкина… Самое ценное во всех, порою столь наивных и неумелых работах пролеткультовцев, это воплощенный протест против застоя и рутины…» (Старые годы, 1921, №№ 6–7).
В художественных студиях, созданных в различных городах России (Петроград, Москва, Самара, Саратов, Тамбов, Рыбинск, Смоленск) преподавали Л. Ф. Жегин, С. Т. Конёнков, П. В. Кузнецов, М. К. Соколов, В. Д. Фалилеев, Н. В. Синезубов. Помимо профессиональной подготовки учащихся в различных сферах изобразительного искусства, студии занимались поиском новых форм активного массового искусства: участвовали в праздничном оформлении городов, агитпоездов, клубов, самодеятельных спектаклей. В Петрограде действовала плакатная мастерская.
В октябре 1920 проведен «Первый всероссийский съезд Пролеткульта»; А. В. Луначарский поддержал особое положение объединения, его автономию в выработке новых форм пролетарской культуры и выявлении творческих талантов из недр пролетариата.
Несмотря на массовость и то, что пролеткультовское движение проявилось во всех видах искусства, создать единый фронт революционного искусства не удалось (лишь члены ЛЕФ принимал активное участие в деятельности московской организации). В 1922 с резкой критикой Пролеткульта выступил В. И. Ленин, после чего деятельность объединения стала замирать, уступив место самостоятельным организациям пролетарских писателей, музыкантов, художников, театроведов. Под влиянием Инхука и ЛЕФа в художественных студиях наметился поворот к производственному искусству, следствием чего стало закрытие мастерских станковой живописи. В 1932 объединение окончательно прекратило существование.