1894–1956
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Жан
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, сценограф, скульптор.
Пуни родился в семье известного виолончелиста. Его дед Цезарь Пуни (1802–1870) — знаменитый итальянский композитор, возглавлявший Парижскую оперу, а затем работавший в Санкт-Петербурге и писавший балетную музыку для императорских театров. Первоначальное музыкальное и художественное образование Иван Пуни получил в семье. В 1910 поехал в Италию для лечения туберкулеза. Затем переехал в Париж, где поступил в Академию Р. Жюльена, посещал занятия в других художественных школах.
В 1912 вернулся в Петербург. Вскоре познакомился с братьями Бурлюками, К. С. Малевичем, В. В. Маяковским, В. В. Хлебниковым, М. В Матюшиным и другими представителями русского авангарда. Вступил в «Союз молодежи». В 1913–1914 вновь побывал в Париже. В 1913 женился на художнице Ксении Богуславской, с которой познакомился во Франции. Экспонировал свои работы на салоне Независимых.
В 1914 создал эскиз обложки футуристического альманаха «Рыкающий Парнас», издававшегося на средства Богуславской (тираж был арестован цензурой). В 1912–1917 принимал участие в выставках «Союза русской молодежи» (1912–1913, 1913–1914), «Бубнового валета» (1917), был одним из организаторов выставок «Трамвай В» и «0,10». В 1915, в преддверии выставки «0,10», вместе с Богуславской, Малевичем и И. В. Клюном выпустил листовку с изложением своего художественного кредо: «картина есть новая концепция абстрагированных реальных элементов, лишенная смысла». В январе 1916 Пуни и Малевич выступили в зале Тенишевского училища с лекцией «Кубизм — футуризм — супрематизм».
Весной 1917 стал одним из учредителей союза «Свобода искусству». С 1918 — профессор Государственных художественных мастерских в Петрограде. В 1919 по приглашению М. З. Шагала преподавал в Витебской художественной школе. Вместе с Богуславской занимался агитационным оформлением улиц Петрограда по случаю первой годовщины Октября (Литейный проспект и Охта). Работал на Государственном фарфоровом заводе, исполнил проект печати Совнаркома. В 1918–1929 участвовал во многих советских выставках, в том числе в выставке «Русский пейзаж» в Петрограде (1918) и выставке новейших течений в искусстве в Ленинграде (1927).
В конце 1919 выехал в Финляндию, осенью 1920 переехал в Берлин. Занимался оформлением книг. Создавал беспредметные картины. Вошел в Ноябрьскую группу, объединившую авангардистов разных направлений. В 1921 участвовал в выставках группы в Берлине и Дюссельдорфе, в 1922 экспонировался в Праге. В 1921 и 1923 провел персональные выставки в галерее «Буря». В 1923 издал в Берлине книгу «Современная живопись», в которой подверг беспредметное искусство резкой критике. Отказался от супрематизма, отдавая предпочтение В. В. Кандинскому.
В 1923 переехал в Париж. Дружил с Ф. Леже, А. Марке, Д. Северини. Пройдя через увлечение кубизмом, конструктивизмом, дадаизмом — пришел в середине 1920-х к фигуративной живописи в мягкой импрессионистической манере, в духе П. Боннара и Э. Вюйяра. В 1924 экспонировал свои работы в салоне Тюильри. Принимал участие в Международной выставке в Брюсселе (1928) и выставке Современного французского искусства в Москве (1928). Персональные выставки Пуни были организованы в галерее «Барбазанж» (1925), галерее Бернхейма (1928), галерее «Кастель» (1933), галерее «Ле Ниво» (1937).
В 1940–1942 жил на юге Франции, в Антибе. В 1942 вернулся в Париж. В 1943 устроил свою выставку в галерее Л. Карре. В 1946 принял французское гражданство, вскоре был удостоен ордена Почетного легиона.
Пуни был весьма разносторонним художником, но известен он прежде всего как живописец. Даже его рельефы, созданные в середине 1910-х, были скорее развитием двухмерной поверхности, чем пространственными конструкциями. Эволюцию его творчества во многом определили постоянные внутренние противоречия между эмоциональными, экспрессионистскими чертами его художественного темперамента, которые побудили его резко повернуть от синтетического стиля ранних фовистских полотен к аналитической концепции беспредметного искусства, а затем вновь вернуться к синтетическим красочным натюрмортам 1917–1919. Только в Берлинский период это колебание уменьшается. Пуни даже счел необходимым отвергнуть свои супрематические формальные достижения, Однако критика художником своих собственных абстрактных работ не отменяет их значения для развития современного искусства.
Творчество Пуни представлено во многих музеях мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее современного искусства в Нью-Йорке, галерее Тейт в Лондоне и других.
Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Литература: Дирк Болл. Искусство и его рынок
06.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Этапы карьерного роста
03.12.2024Открыт 240-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
02.12.2024Открыты 559-е торги аукциона ARTinvestment.RU
02.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе