0,10
1915–1916, 1917, Петроград, Москва
Члены и экспоненты: Н. И. Альтман, К. Л. Богуславская, М. М. Васильева, В. В. Каменский, А. М. Кириллова, И. В. Клюн, К. С. Малевич, М. И. Меньков, В. Е. Пестель, Л. С. Попова, И. А. Пуни, О. В. Розанова, В. Е. Татлин, Н. А. Удальцова.
Выставка и одноименное общество художников.
Выставка была открыта в декабре 1915 в Художественном бюро Е. Н. Добычиной (Марсово поле, 7) в Петрограде под названием «Последняя кубо-футуристическая выставка картин “0,10”». По замыслу устроителей выставка должна была знаменовать завершение кубо-футуристического периода в русской живописи и переход к новому этапу истории — беспредметничеству. В основу названия легла идея К. С. Малевича о сведении всех предметных форм к нулю и переходе «за ноль», развитая в его декларативной брошюре «От кубизма к супрематизму» (Пг., 1915).
В экспозиции доминировали супрематические работы К. С. Малевича (среди них показан «Черный квадрат»), были представлены «контррельефы» В. Е. Татлина, «алогичные» композиции И. В. Клюна и К. Л. Богуславской. К выставке выпущены каталог, а также брошюра А. Е. Кручёных, И. В. Клюна и К. С. Малевича «Тайные пороки академиков», листовка с декларациями К. С. Малевича, М. И. Менькова, И. А. Пуни и К. Л. Богуславской. В последнюю неделю работы выставки была проведена публичная научно-популярная лекция, на которой с докладами выступали К. С. Малевич и К. Л. Богуславская (с докладом И. А. Пуни).
Выставка имела значительный общественный резонанс. М. В. Матюшин написал обширную статью «О выставке последних футуристов» (Очарованный странник: Альманах весенний. Пг., 1926, С. 17). На событие откликнулись также критик А. А. Ростиславов (О футуристической выставке // Речь, 1916, 9 января), И. Э. Грабарь (О скучном: на лекции футуристов // День, 1916, 14 января). А. Н. Бенуа выступил с резко отрицательной критикой; о центральном произведении — композиции К. С. Малевича «Черный квадрат» он писал: «Без номера, но в углу, высоко, под самым потолком, на месте святом, повешено “произведение”... г. Малевича, изображающее черный квадрат в белом обрамлении. Несомненно, это и есть та “икона”, которую гг. футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер, это и есть то “господство над формами натуры”, к которому с полной логикой ведет не одно только футуристическое творчество с его окрошками и ломом “вещей”, с его лукавыми бесчисленными рассудочными опытами, но и вся наша “новая культура” с ее средствами разрушения и еще более жуткими средствами “восстановления”, с ее машинностью, с ее “американизмом”, с ее царством уже не грядущего, а пришедшего Хама. Черный квадрат в белом окладе — это... не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели» (Речь, 1916, 9 января).
В апреле 1917 К. Л. Богуславская, А. М. Кириллова, И. В. Клюн, К. С. Малевич, М. И. Меньков, Л. С. Попова, О. В. Розанова, Н. А. Удальцова заявили о создании общества «0,10» и вступили в Союз деятелей искусств (СДИ). Делегатами во временный совет СДИ были избраны К. Л. Богуславская и И. А. Пуни. В октябре — ноябре 1917 часть группы К. С. Малевича вошла в объединение «Бубновый валет» и приняла участие в его последней выставке.
Подробнее о подготовке выставки, экспонатах, отзывах в периодической печати см.: Шатских А. С. Казимир Малевич и общество «Супремус». М., 2009.