0,10

1915–1916, 1917, Петроград, Москва

Члены и экспоненты: Н. И. Альтман, К. Л. Богуславская, М. М. Васильева, В. В. Каменский, А. М. Кириллова, И. В. Клюн, К. С. Малевич, М. И. Меньков, В. Е. Пестель, Л. С. Попова, И. А. Пуни, О. В. Розанова, В. Е. Татлин, Н. А. Удальцова.

Выставка и одноименное общество художников.

Выставка была открыта в декабре 1915 в Художественном бюро Е. Н. Добычиной (Марсово поле, 7) в Петрограде под названием «Последняя кубо-футуристическая выставка картин “0,10”». По замыслу устроителей выставка должна была знаменовать завершение кубо-футуристического периода в русской живописи и переход к новому этапу истории — беспредметничеству. В основу названия легла идея К. С. Малевича о сведении всех предметных форм к нулю и переходе «за ноль», развитая в его декларативной брошюре «От кубизма к супрематизму» (Пг., 1915).

В экспозиции доминировали супрематические работы К. С. Малевича (среди них показан «Черный квадрат»), были представлены «контррельефы» В. Е. Татлина, «алогичные» композиции И. В. Клюна и К. Л. Богуславской. К выставке выпущены каталог, а также брошюра А. Е. Кручёных, И. В. Клюна и К. С. Малевича «Тайные пороки академиков», листовка с декларациями К. С. Малевича, М. И. Менькова, И. А. Пуни и К. Л. Богуславской. В последнюю неделю работы выставки была проведена публичная научно-популярная лекция, на которой с докладами выступали К. С. Малевич и К. Л. Богуславская (с докладом И. А. Пуни).

Выставка имела значительный общественный резонанс. М. В. Матюшин написал обширную статью «О выставке последних футуристов» (Очарованный странник: Альманах весенний. Пг., 1926, С. 17). На событие откликнулись также критик А. А. Ростиславов (О футуристической выставке // Речь, 1916, 9 января), И. Э. Грабарь (О скучном: на лекции футуристов // День, 1916, 14 января). А. Н. Бенуа выступил с резко отрицательной критикой; о центральном произведении — композиции К. С. Малевича «Черный квадрат» он писал: «Без номера, но в углу, высоко, под самым потолком, на месте святом, повешено “произведение”... г. Малевича, изображающее черный квадрат в белом обрамлении. Несомненно, это и есть та “икона”, которую гг. футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер, это и есть то “господство над формами натуры”, к которому с полной логикой ведет не одно только футуристическое творчество с его окрошками и ломом “вещей”, с его лукавыми бесчисленными рассудочными опытами, но и вся наша “новая культура” с ее средствами разрушения и еще более жуткими средствами “восстановления”, с ее машинностью, с ее “американизмом”, с ее царством уже не грядущего, а пришедшего Хама. Черный квадрат в белом окладе — это... не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели» (Речь, 1916, 9 января).

В апреле 1917 К. Л. Богуславская, А. М. Кириллова, И. В. Клюн, К. С. Малевич, М. И. Меньков, Л. С. Попова, О. В. Розанова, Н. А. Удальцова заявили о создании общества «0,10» и вступили в Союз деятелей искусств (СДИ). Делегатами во временный совет СДИ были избраны К. Л. Богуславская и И. А. Пуни. В октябре — ноябре 1917 часть группы К. С. Малевича вошла в объединение «Бубновый валет» и приняла участие в его последней выставке.

Подробнее о подготовке выставки, экспонатах, отзывах в периодической печати см.: Шатских А. С. Казимир Малевич и общество «Супремус». М., 2009.

ИСАЕВ Николай Александрович (1891–1977) Натюрморт перед окном. 1960-е
Текущая ставка
12 000 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
БЕНУА Александр Николаевич (1870–1960) Локронан. 1957
Текущая ставка
35 000 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
НЕСТЕРОВА Наталия Игоревна (1944) Чашка чая. Лето. Диптих. 2012
Текущая ставка
425 000 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 06.09.2019 Итоги AI Аукциона №294. Продано 60% лотов Покупали всё: русскую классику, советское искусство и шестидесятников. География – Москва, Люберцы, Пермь и Орша
  • 03.09.2019 Открыты 294-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это семь живописных работ, семь листов оригинальной графики, три работы в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна работа в технике фотопечати на металле
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх