1892–1971
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Пуни
График, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства
Училась в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1911–1913 занималась в Академии Марии Васильевой в Париже; в 1912 жила в Неаполе. В 1914 вернулась в Петербург. С 1913 — замужем за И. А. Пуни.
Создавала полуабстрактные кубофутуристические композиции, пейзажи, натюрморты, изображения интерьеров, а также предметы прикладного искусства — подушки, сумочки, кушаки, исполненные по собственным проектам. Входила в творческое объединение художников-авангардистов «Супремус». Участвовала в выпуске футуристического сборника «Рыкающий Парнас» (1914). Сотрудничала в петроградском журнале «Аргус» (1916–1918), где помещала свои карикатуры, иллюстрации к рассказам «Прогулки, которых не было» М. А. Кузьмина, «Франчи из Сорренто» В. Белова, «Чертова невеста» В. Брусятина и другим. В 1917 стала секретарем союза «Свобода искусству», образованного деятелями авангарда в противовес Комиссии по делам искусств. В 1917–1920 публиковала политические карикатуры в журналах «Бич», «Красный дьявол»; сотрудничала в издательстве «Парус». Исполнила рисунки к альбому «Герои и жертвы революции» с текстом В. В. Маяковского (Пг., 1917, 1918). В 1918 вместе с мужем оформила Литейный проспект к празднованию 1-й годовщины Октября.
Экспонент и организатор авангардных выставок «Трамвай Б» и «Последняя футуристическая выставка картин “0,10”» (1915) в Петрограде; в листовке, выпущенной к выставке «0,10», супруги Пуни провозгласили «свободу предмета от смысла». Участвовала в выставках «Мира искусства» (1916–1918), современной живописи и рисунка (1918) в Петрограде, «Бубновый валет» (1916) в Москве.
Преподавала в Народном художественном училище в Витебске (первая половина 1919), где руководила декоративно-прикладной мастерской.
В конце 1919 эмигрировала; некоторое время жила в Финляндии, в 1920 переехала в Берлин, с 1924 жила в Париже. Исполняла обложки для немецких и русских издательств; работала как сценограф для театра-кабаре «Синяя птица» и Русского романтического театра.
Участвовала в Первой русской художественной выставке в Берлине (1922).
Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе