1886–1918
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график
Родилась в семье уездного чиновника, была младшей из троих детей. В возрасте десяти лет вместе с родителями переехала во Владимир. Поступила в женскую гимназию. После завершения гимназии в 1904 переехала в Москву, поселилась на 3-й Тверской-Ямской улице. Поступила в Училище живописи и скульптуры А. П. Большакова на Мясницкой улице. В 1907–1910 посещала в качестве вольнослушателя Строгановское художественно-промышленное училище, а также частную Школу К. Ф. Юона и И. О. Дудина. Летние месяцы проводила в родительском доме во Владимире. Посетила Петербург, где познакомилась с М. В. Матюшиным, Е. Г. Гуро, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых. Участвовала в собраниях «Союза молодежи». В 1910 приняла участие в первой выставке общества, став впоследствии постоянным экспонентом выставок «Союза».
В 1911 переехала в Петербург, продолжила обучение в художественной школе Елизаветы Званцевой. В 1913 создала иллюстрации к футуристическому сборнику «Рыкающий Парнас», а также афишу оперы «Победа над солнцем». Годом позже познакомилась с лидером итальянских футуристов Ф.-Т. Маринетти во время его приезда в Петербург. В том же году по приглашению Маринетти отправила на Международную футуристическую выставку в Рим четыре картины и две книги. Оформила книги Крученых «Чорт и речетворцы», «Стихи Маяковского. Выпыт». В 1914 приняла участие в выставке «Художницы — жертвам войны», где впервые показала свои работы в области декоративно-прикладного искусства. В 1915–1916 выставлялась на авангардных выставках «Трамвай В» и «0, 10» в Петрограде. Закончила работу над альбомом линогравюр со стихами Крученых «Война». Получила приглашение войти в художественное объединение «Бубновый валет», приняла участие в выставках объединения в 1916–1917.
В ноябре 1916 поселилась в Москве. Совместно с Крученых создала книги экспериментальной поэзии «Балос» и «Нестрочие». В 1917 была одним из учредителем общества «Супремус», избрана секретарем общества и редакции одноименного журнала.
В 1918 работала над праздничным оформлением Москвы к 1 Мая. Участвовала в первой выставке профсоюза художников-живописцев Москвы. Организовала промышленный подотдел в отделе ИЗО Наркомпроса. Избрана руководителем учебной мастерской в Первых Государственных свободных художественных мастерских. Занималась агитационным оформлением Москвы к первой годовщине Октября.
Заболела дифтеритом, в ноябре 1918 умерла в Солдатенковской больнице.
Произведения Розановой неоднократно экспонировались на выставках русского искусства в России и за рубежом, в том числе на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине (1922), выставках «Современное русское искусство» в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1925), «Пятнадцать лет левых течений» в Музее живописной культуры в Москве (1927), «Париж — Москва» в центре Жоржа Помпиду в Париже (1979), «Амазонки русского авангарда» в Государственной Третьяковской галерее в Москве в 2000. В 1991 в выставочном зале Союза художников в Москве, в 1992 в Государственном Русском музее в Петербурге и Городском художественном музее Хельсинки прошли ретроспективные выставки Розановой.
Жизнь Розановой в искусстве была трагически краткой — менее восьми лет, но вместила многое: в 1911–1914 — работу в «Союзе молодежи», в 1916–1917 — деятельность в «Бубновом валете», а в 1917–1918 — в обществе «Супремус». Ее творчество неразрывно связано с историей раннего авангарда от его зарождения в недрах московских и петербургских кружков до попытки стать официальным государственным искусством. Художницей были осмыслены и воплощены практически все идеи, которые стремительно менялись в художественной жизни России 1910-х, — кубизм, футуризм, примитивизм, супрематизм.
Как и многие ее современники, Розанова проявила себя в различных областях искусства — станковой живописи и графике, книжной иллюстрации, прикладном искусстве.
Произведения художницы находятся во многих музейных собраниях, в том числе в коллекциях Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге и Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе