1848–1916
Живописец, график
Происходил из семьи сибирских казаков, сын губернского регистратора. Учился в приходском училище в Красноярске (1856–1858), затем в уездном училище (1858–1861), где получил первоначальные навыки в рисовании у Н. В. Гребнева. Под его руководством продолжал заниматься рисунком и живописью до 1866. В 1864–1868 служил канцеляристом в Енисейском губернском управлении.
В 1869 переехал в Петербург. В течение нескольких месяцев посещал Рисовальную школу Общества поощрения художников, где учился у М. В. Дьякова. В том же году поступил в ИАХ, занимался сначала в качестве вольнослушающего, с 1870 — постоянного ученика в классе исторической живописи у П. М. Шамшина, Б. П. Виллевальде, Ф. А. Бруни, Ф. И. Иордана, К. Б. Венига, Т. А. Неффа, с 1873 — в мастерской П. П. Чистякова. За ученические работы награждался медалями: в 1871 и 1872 — двумя большими серебряными за рисунки, в 1873 — двумя большими серебряными за живопись и рисунок, в 1874 — малой золотой за программу «Милосердный самарянин». Неоднократно получал различные денежные премии и стипендии за эскизы на библейские и евангельские сюжеты. В 1875 за картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вероники и проконсула Феста» был удостоен звания классного художника 1-й степени без присуждения большой золотой медали. Несмотря на это, Совет ИАХ обратился с ходатайством о предоставлении художнику пенсионерской поездки за границу сроком на два года (не состоялась).
С 1877 жил в Москве, где работал над росписями на тему Первых Вселенских соборов в Храме Христа Спасителя (1876–1878); в 1882 был награжден за них орденом Св. Анны 3-й степени и золотой медалью.
Неоднократно предпринимал поездки за границу: в 1883–1884 посетил Германию, Францию, Италию, Австрию, в 1897 — Швейцарию, в 1900 — Италию, в 1910 побывал во Франции (посещал студию д`Англады и частную художественную школу Ф. Коларосси) и Испании, в 1912 — в Германии. Регулярно ездил в Сибирь. В 1889–1890 жил в Красноярске, где работал над картиной «Взятие снежного городка» (отмечена серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900). Бывал с творческими целями на Дону (1893), Кавказе (1899), Волге (1901, 1903, 1910), в Крыму (1907, 1908, 1913, 1915). В 1893 был избран действительным членом ИАХ. В 1895 «во внимание к известности, достигнутой художественными произведениями», удостоен звания академика. В 1901 награжден орденом Св. Владимира 4-й степени за картины «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы».
Экспонировал свои работы на выставке к 200-летию со дня рождения Петра I (1871), Всероссийской художественно-промышленной выставке (1882) в Москве, Всемирной выставке в Риме (1911). С 1881 был членом и экспонентом ТПХВ (1881–1907, с перерывами), с 1908 — Союза русских художников (1908–1916) Принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств (1886–1904, с перерывами), с 1903 — почетный член МОЛХ. Участник абрамцевского художественного кружка и кружка «Среда» (Шмариновские среды).
Помимо станковой живописи, работал как акварелист. Обращался к книжной графике: в 1890–1900-х принимал участие в иллюстрировании издания Н. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век» (СПб, 1896–1911), оформлял собрания сочинений А. С. Пушкина (М., 1899), М. Ю. Лермонтова (М., 1914–1915).
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Ретроспективные выставки произведений Сурикова прошли в Москве (1927, 1937, 1948, 1998), Ленинграде / Санкт-Петербурге (1927, 1937, 1948, 1998), Красноярске (1988, 1993, 2003), Кемерово (2003).
Суриков — выдающийся русский живописец второй половины XIX века, с чьим именем связан новый расцвет исторического жанра. С ранних работ стремился преодолеть условность академического художественного языка, вводя в композиции бытовые детали, добиваясь конкретной историчности в изображении архитектуры, убедительности свободной группировки персонажей. В своем творчестве обращался к сюжетам, позволяющим раскрыть трагические противоречия истории, логику ее развития. Главным действующим лицом в его картинах (преимущественно монументальных) является народная масса — разнообразная, богатая яркими типажами, объединенным в подлинно симфоническое созвучие. Общий колорит, ритм цветовых пятен, фактура и направление движения мазка у Сурикова служат усилению психологической характеристики человека, а цвет часто имеет символическое значение. В пленэрных этюдах проявил себя как превосходный колорист, добиваясь удивительной гармонии полнозвучных чистых красок.
Произведения Сурикова находятся в крупнейших музейных собраниях России — в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее. В Красноярске открыт Музей-усадьба Сурикова.
Украденное искусство: краткая история арт-похищений. Часть1
17.09.2024Открыт кураторский аукцион AI «Первые имена. Татьяна Маврина»
16.09.2024Открыт 230-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.09.2024Открыты 548-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.09.2024Арт-рынок осенью 2024 года: тенденции и прогнозы. Российский рынок. Часть 2
13.09.2024Арт-рынок осенью 2024 года: тенденции и прогнозы. Российский рынок. Часть 1
10.09.2024Открыты 547-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.09.2024Открыт 229-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
09.09.2024Мнение. Прозрачность на рынке искусства: кому и зачем она нужна?
05.09.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе