1871–1930
ВСЕ РАБОТЫ 613
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график
Родился в состоятельной купеческой семье. Окончил казенное училище в Москве, после чего служил на Брестской железной дороге. Вскоре увлекся искусством и решил стать живописцем. В 1894 поступал в МУЖВЗ, но не выдержал экзаменов. Стал заниматься самостоятельно. В 1897 работал в мастерской К. А. Коровина. Тогда же познакомился с молодыми художниками П. В. Кузнецовым, П. И. Уткиным, Н. Д. Милиоти, вместе с которыми в 1898 предпринял путешествие в Париж. В 1897 дебютировал на XV выставке Московского Общества любителей искусств. В 1899, также в Москве, экспонировал свои работы на выставке объединения «Мир искусства». Готовился поступать в петербургскую Академию художеств. Однако, не дожидаясь экзаменов, снова уехал в Париж. С 1899 постоянно жил во Франции, где посещал мастерские Ж.-П. Лоуренса и Л. О. Меррона, а также Школу изящных искусств. Много работал на пленэре, писал городские и сельские пейзажи, натюрморты с цветами, фруктами и овощами, сцены сельской жизни.
В 1900-х добился известности в Париже. Его произведения не уступали по ценам работам наиболее ярких представителей французской живописи. С 1901 Тархов — постоянный экспонент салона Независимых, с 1904 он начал выставляться на Осеннем салоне, а в 1907 вошел в состав его жюри.
В 1904 женился на француженке Мари-Ивонн Дейтейль, имел троих детей. Участвовал в русском художественном кружке Е. С. Кругликовой и М. А. Волошина. В 1906 экспонировался на выставке русского искусства, организованной С. П. Дягилевым и ставшей началом знаменитых Русских сезонов. В 1911 купил дом и переселился в парижское предместье Орсе. В том же году прошла персональная выставка в галерее Воллара, в 1909-м — в галерее Дрюэ, в 1913-м — в Обществе искусств во Франкфурте.
Проживая за рубежом, поддерживал тесные контакты с родиной: в 1903 году принял участие в выставке «Союза русских художников», став постоянным членом и экспонентом объединения вплоть до 1910. Член общества «Мир искусства» (1910). В 1909-м и 1910-м экспонировал свои работы на салонах Владимира Издебского. В 1910 состоялась персональная выставка в редакции журнала «Аполлон», высоко оцененная А. Н. Бенуа и С. К. Маковским.
Во второй половине 1910-х слава Тархова пошла на спад, что связано как с изменением художественных вкусов французского общества, так и с нежеланием пользоваться услугами арт-дилеров. Несмотря на это, он продолжал много выставляться. В 1919, после перерыва, связанного с Первой Мировой войной, возобновил участие в салоне Независимых и Осеннем салоне. В 1920-м состоялась его персональная выставка в галерее Дрюэ.
Последние годы жизни художник провел в нужде и забвении. Умер от рака гортани.
После смерти Тархова значительная часть его работ попала в коллекцию музея Пти-Пале в Женеве. Произведения художника также находятся в собраниях Люксембургского музея в Париже, Государственной Третьяковской галерее и ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге, многих частных коллекциях.
Посмертные выставки были устроены в 1930 и 1938 в Париже (Осенний салон, галерея «Динар»), в 1980 в Женеве (Музей Пти-Пале), в 1983 в Москве (ГМИИ им. А. С. Пушкина). В 2003-м состоялась ретроспективная выставка Тархова «Самостоятельная республика живописи» в Государственной Третьяковской галерее, ставшая самой масштабной экспозицией со дня смерти художника.
Раннее творчество Тархова близко традициям русского символизма, с ярко выраженным декоративным началом, свойственным голуборозовцам. Затем, в Париже, он пришел к импрессионизму. Однако импрессионизм художника не был простым подражанием французским мастерам, но его собственной, присущей только ему манерой. «Тархова узнаешь в парижских салонах среди тысяч картин сразу», — писал Бенуа. По меткому выражению историка искусства В. И. Ракитина, «Тархов стоит на грани импрессионизма, постимпрессионизма и фовизма, сохраняя в переменчивой игре “измов” свою лирическую интонацию и индивидуальность».
Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527
26.04.2024Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн
25.04.2024Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса
24.04.2024Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех»
23.04.2024Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер
22.04.2024Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта
19.04.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе
ЗАБОРОВ Борис Абрамович (1937–2021) [Автопортрет с моделью]. 1992 (129 × 170 см)
сделать ставкуКАМЕНЕВ Валериан Константинович (1823–1874) Пейзаж с поваленным деревом. 1870-е (52,5 × 80,2 см)
сделать ставкуКУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878–1927) Четыре купальщицы у дерева. Эскиз для линогравюры. [1926] (19 × 14 см в свету)
сделать ставку