1894–1970
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, сценограф
Племянница поэта В. Ф. Ходасевича. В конце 1900-х посещала воскресные классы Строгановского художественно-промышленного училища и школу-студию Ф. И. Рерберга. В 1910–1911 училась в Мюнхене в мастерской Хабермана, в 1911–1912 в парижской Академии Вити у К. Ван Донгена. По возвращении в Москву, в 1912 работала в мастерской В. Е. Татлина на Остоженке. С того же года принимала участие в выставках.
В 1913 вышла замуж за художника А. Дидерикса и переехала в Петербург. Около 1914 сблизилась с кругом художников и критиков, объединившихся вокруг журнала «Аполлон». В 1916 познакомилась с писателем Максимом Горьким, выполнила его портрет.
В 1917 в числе других мастеров работала над росписями интерьера кафе «Питтореск» в Москве. В 1918 принимала участие в агитационном оформлении улиц и площадей Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции.
В 1919 дебютировала как театральных художник, создав декорации к постановке пьесы Н. С. Гумилева «Дерево превращений». В 1919–1922 тесно сотрудничала с С. Э. Радловым в петроградском Театре народной комедии, для которого оформила 12 спектаклей, в частности пантомиму Ж. Б. Г. Дебюро «Арлекин-скелет, или Ревнивец Пьеро» (1921), комедию Ж.-Б. Мольера «Господин де Пурсоньяк» (1921). Работала также для Большого драматического театра в Петрограде (создала эскизы костюмов и декораций к комедии «Близнецы» Плавта, 1923), Академического театра драмы в Ленинграде (оформила «Отелло» по У. Шекспиру, 1927), театра «Комедия» в Ленинграде («Вольпоне, или Лиса» Б. Джонсона, 1929).
В 1922 по приглашению Горького полгода жила под Берлином, создала графический цикл «Ночной Берлин» — одну из самых известных своих работ в области станковой графики. В 1924–1925 посетила Лондон, Париж, путешествовала по Италии. В 1928 гостила у Максима Горького в Сорренто.
В 1930 оформила балет Д. С. Шостаковича «Золотой век» в ленинградском Академическом театре оперы и балета. В 1932–1936 — главный художник этого театра. С 1937 работала в журнале «СССР в строительстве».
В начале Второй Мировой войны эвакуирована в Пермь, затем — в Ташкент. В 1943–1945 жила в Москве. В 1945 возвратилась в Ленинград. С 1953 постоянно жила в Москве.
Пройдя помимо Мюнхена и Парижа школу Татлина, Ходасевич навсегда сохранила любовь к четкой гранености форм, ясной пластической конструктивности. Ее искусству присущи ирония, гротеск, броскость и эксцентричность. Особенно эти черты проявились в театральных эскизах, но присутствуют они и в станковой графике. Нередко в своих произведениях использовала технические приемы рекламы, монтаж, конструкцию.
Творчество художницы представлено во многих музеях России, в том числе ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, а также в частных собраниях.
Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе