1890–1967
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Иосель Аронович
ВСЕ РАБОТЫ 1541
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Скульптор, график, художник прикладного искусства
Родился в семье профессора классических языков Смоленской семинарии. По материнской линии потомок шотландских кораблестроителей, поселившихся в России при Петре I.
Учился в ремесленном училище в Витебске, брал уроки рисования у Ю. М. Пена. В 1905 вместе с отцом выехал в Сандерленд на север Англии для изучения английского языка. Годом позже уже самостоятельно переехал в Лондон, где стал посещать вечерние курсы в Политехнической школе, затем обучался резьбе по дереву в Школе искусств и ремесел. Работал резчиком по дереву и камню. Изучал классическую скульптуру в Британском музее. В 1908 ненадолго вернулся в Россию.
В 1909 уехал в Париж, где поселился в квартале Ла Рюш («Улей») на Монпарнасе. Несколько месяцев занимался в Школе изящных искусств. В 1911 экспонировал свои скульптуры и рисунки на Осеннем салоне и Салоне независимых. В 1912–1914 был постоянным посетителем салона баронессы Эттинген и кафе «Ротонда», где познакомился со многими представителями художественной жизни Парижа: Г. Аполлинером, Б. Сандраром, М. Жакобом, П. Пикассо, А. Модильяни, К. Бранкузи, Э. А. Бурделем, Л. Сюрважем, А. Архипенко, Ж. Липшицем, И. Г. Эренбургом, В. М. Инбер. В 1914 оформил книгу В. М. Инбер «Печальное вино».
В 1912 прислал свои работы в Петербург на 1-ю выставку Художественно-артистической ассоциации, в которой участвовали В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, Эль Лисицкий. В 1914 экспонировал свои работы в Новом Сецессионе в Берлине.
В 1915 добровольцем вступил в армию, работал санитаром в полевом госпитале. Создал серию рисунков и акварелей, посвященных войне. В 1917 демобилизован после отравления газами. По мотивам своих военных зарисовок создал серию офортов. Возвратился к занятиям скульптурой: исполнил ряд произведений в духе кубизма и примитивизма, которые показал на совместной выставке с А. Модильяни и М. Кислингом в 1918. В 1920 была организована первая персональная выставка Цадкина в галерее на улице Русселе, где было показано 45 скульптур, 60 акварелей и гуашей. В том же году женился на Валентине Пракс. В 1921 опубликована первая монография о художнике, написанная известным художественным критиком Морисом Рейналем. Персональные выставки прошли в Токио, Гренобле, большие ретроспективные выставки состоялись в Париже (1926) и Лондоне (1928).
В 1923–1925 совершил несколько поездок по Италии. В 1929 вышла в свет еще одна монография о Цадкине, автор — Андре де Риддер. В 1930 прошла выставка гуашей в Арт-клубе Чикаго. В 1933–1937 состоялись выставки в Чикаго, Париже, Брюсселе, Антверпене и Нью-Йорке.
В 1934 приобрел большой дом в Les Arques, где работал в летнее время.
В 1935 власти Парижа покупают монументальную деревянную скульптуру Цадкина «Орфей». В 1937 впервые посетил США. В 1941, опасаясь ареста и заключения в концлагерь, переселился в Нью-Йорк, где продолжал заниматься творчеством, а также преподавательской деятельностью. В 1945 вернулся во Францию. Избран профессором академии Гран Шомьер, в которой преподавал до 1958. В 1950–1951 организовал в Париже школу скульптуры, куда перетянул многих своих учеников из Америки.
В 1948–1950 состоялись персональные выставки в амстердамском Музее Стеделийк, Музее Бойманса ван Беннингена в Роттердаме, Музее современного искусства в Париже. Художник был удостоен Гран-при на венецианском биеннале. В 1953 открыл в Роттердаме шестиметровый монумент «Разрушенный город», над которым работал с 1945. Создавал картоны для гобеленов (показаны на выставке в галерее Lacloche в 1962).
В 1960 удостоен Большого национального приза Франции по искусству, в 1966 награжден орденом Почетного легиона.
Цадкин умер в возрасте 77 лет в парижском госпитале, был похоронен на монпарнасском кладбище.
Цадкин создавал свои произведения без модели, сразу в натуральную величину. Для его раннего творчества характерно увлечение искусством примитива, через которое прошли многие мастера парижской школы. В конце 1910-х и в 1920-х обратился к кубизму. В дальнейшем, не будучи связанным с какими-либо художественными объединениями или течениями, он успешно использовал в творчестве приемы кубизма, экспрессионизма, сюрреализма в сочетании с различными историческими стилями. Художник применял разнообразные материалы, часто в комбинациях: мрамор и известняк, дерево и перламутр, алебастр и хрусталь, причем ваяние у него, как правило, преобладало над лепкой. В позднем творчестве Цадкина проявилось тяготение к классицизму, он исполнил целый ряд скульптур на античные сюжеты (Лаокоон, Менады, Диана, Нарцисс, Прометей и т. д.)
Работы мастера украшают городские улицы и площади Антверпена, Брюсселя, Амстердама, Бордо, Марселя, Парижа, Бохума, Кёльна, Иерусалима, а также находятся в собрании Музея современного искусства в Вене, в Музеях изящных искусств в Антверпене, Шарлеруа, Гренобле, Лионе, Нанси, Страсбуре, Виши, ватиканской Пинакотеке, Рейксмузеуме и Стеделийк Музее в Амстердаме, Музее Бойманса ван Бениннгена в Роттердаме, ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, Музее Пти-Пале в Женеве, галерее Тейт в Лондоне, Музее современного искусства в Нью-Йорке и других. В Париже был создан Музей Цадкина.
Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Открыты 555-е торги аукциона ARTinvestment.RU
04.11.2024Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 3 квартала 2024
01.11.2024Итоги Deloitte Private Art & Finance 2024: всем инвестировать в «КиКИ»!
29.10.2024Открыт 236-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
28.10.2024Открыты 554-е торги аукциона ARTinvestment.RU
28.10.2024Мнение. Токенизация искусства: будущее арт-инвестиций?
25.10.2024Рынок русского искусства в России. Итоги 3 квартала 2024 года
22.10.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе