1886–1983
График, живописец.
В 1903 окончила гимназию Муравьевой. С 1898 посещала классы Рисовальной школы Общества поощрения художеств, где занималась у П. Г. Мясоедова. В 1906 продолжила образование в частной студии Я. С. Гольдблата. В 1907 поступила в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств в Петербурге, занималась в мастерской Н. Н. Дубовского.
В 1911 и 1913 вместе с мужем, художником В. И. Матвеем, совершила путешествие по Европе. В 1912 вступила в «Союз молодежи», став постоянным экспонентом выставок объединения и сотрудником одноименного журнала. Познакомилась с В. В. Маяковским, Д. Д. Бурлюком, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, К. С. Малевичем, О. В. Розановой, В. Е. Татлиным и другими представителями авангардного искусства. Перевела с французского языка «Манифест футуристов».
В 1913–1915 занималась в Археологическом институте, получила звание действительного члена Археологического общества.
С 1917 жила в Москве. Работала научным сотрудником отдела древнерусских рукописей Государственного Исторического музея, сотрудничала в Инхуке. Осваивала техники гравюры под руководством В. Д. Фалилеева. В 1918 приняла участие в выставке Московского товарищества художников.
В 1922 эмигрировала вместе с матерью в Японию к младшей сестре. Экспонировала свои работы на выставках авангардных объединений «Никакай» и «Санка индепендент». В 1923 поступила в Токийское художественно-прикладное училище, где изучала технику литографии на цинке. В 1924 вступила в художественные группировку «Санка», стала одним из основателей объединения МАВО, в названии которого, составленного из первых букв имен учредителей, скрыто имя Бубновой. Одновременно изучала классическое японское искусство, в особенности черно-белую живопись тушью «суйбоку-га». Работала в области станкового рисунка и литографии.
С 1924 преподавала русский язык и литературу в частном университете Васеда (1924–1937; 1946–1958), Токийском институте иностранных языков (1927–1945; 1946–1958) и Университете в Хоккайдо (1955–1956). Писала статьи о русском искусстве для японских энциклопедий и справочников. Работала в области книжной графики, создав иллюстрации ко многим произведениям А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Гробовщик», «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Сказка о царе Салтане», «Египетские ночи»), Н. В. Гоголя («Портрет», «Ревизор», «Невский проспект», «Мертвые души»), Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и множеству детских книг.
В 1933 состоялась первая персональная выставка Бубновой в Токио. Принимала участие в выставках объединения «Кокукагай», Японской ассоциации гравюры, Института японской гравюры. В 1945 в результате бомбардировки Токио американской авиацией сгорели дом и мастерская художницы, была уничтожена большая часть работ.
В 1958 возвратилась в СССР. Жила в Сухуми. Много работала в технике акварели. В 1966 получила звание заслуженного художника Грузинской ССР. В 1979 переехала в Ленинград. Активно участвовала в выставочной деятельности. Персональные выставки Бубновой прошли в 1960 в Тбилиси, в 1961 — в Москве, Харькове и Сухуми, в 1962 — в Вильнюсе и Ленинграде, в 1963 — в Баку, Ереване, Львове, в 1966 — в Душанбе и Сухуми, в 1967 — в Ереване, в 1972 — Токио, в 1975 и 1977 — в Москве, в 1976 и 1982 — в Сухуми, в 1981 — в Ленинграде. В 1982 художница была награждена высшей наградой Японии — Орденом Драгоценной короны IV степени.
Похоронена на Михайловском кладбище в Сухуми.
Мемориальные выставки, приуроченные к 100-летию со дня рождения художницы, состоялись в 1986 в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Архангельске, Сухуми, в 1987 — в Токио, в 1989 — в Москве.
Бубнова — одна из наиболее заметных представителей так называемого «русского зарубежья». Она оказала большое влияние на развитие как русского, так и японского искусства последующего времени. Ей принадлежит заслуга открытия для японских мастеров возможностей техники литографии (до сих пор художница считается лучшим литографом Японии). При этом в своем творчестве она испытала влияние и японской культуры, в частности традиционной живописи тушью «субоку-га», эффекты которой стремилась перенести в печатную графику.
Творческое наследие Бубновой достаточно велико. Однако работы ее раннего (до эмиграции) и зрелого (1920-е — 1940-е) периодов чрезвычайно редки (в особенности рисунки): большая часть погибла во время бомбардировок Токио в 1945.
Произведения находятся во многих музейных коллекциях, среди которых ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея и другие.
Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе