1893–1968
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Скульптор, архитектор, график, дизайнер, сценограф
Из семьи работника таможенной морской охраны. Окончил архитектурно-строительное отделение Технического училища в Баку (1913). В 1913 переехал в Петербург. В качестве вольнослушателя посещал занятия Л. В. Шервуда на скульптурном отделении Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ.
В 1915–1917 находился на военной службе. Учился в Государственных свободных художественно-учебных мастерских (1918–1919) у Л. В. Шервуда и А. Т. Матвеева. Организовал в Сочи скульптурную школу-студию (1918).
Принимал участие в реализации плана монументальной пропаганды, по которому выполнил памятник К. Марксу для Красного Села, модель памятника М. Е. Салтыкову-Щедрину. В 1919 создал проект монумента Октябрьской революции (в соавторстве с В. А. Синайским).
В 1919 направлен в Саратов для преподавания в Саратовских государственных свободных художественных мастерских. Член саратовского «Общества художников нового искусства» (Презентисты).
В 1920 переехал в Москву. Сблизился с В. В. Маяковским и группой художников Института художественной культуры (Инхук). Член объединения «ЛЕФ» (с 1921), художник одноименного журнала.
Работал в «Окнах сатиры РОСТА» (с 1920). Один из первых мастеров фотомонтажного плаката, занимался киноплакатом, рекламой, оформлением книг. Автор афиши кинофильма «Броненосец «Потемкин»: 1905 год» (1926), плакатов «Открыта подписка на “Рабочий факультет на дому”», «Экспорт — импорт СССР» (оба — 1926), «Красная Армия — школа гражданина…» (1927) и других.
Выполнил оформление спектакля «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда (1921; в соавторстве с В. П. Киселёвым и В. Л. Храковским); декорация — конструктивная система лестниц, мостков, помостов вокруг полусферы с надписью «Земля». Выступил режиссером и художником кинофильма «Радио» (1927).
Сторонник производственного искусства; по мнению Лавинского, художник должен уйти в инженерию как в новую утилитарную сферу и организовать ее зрительное восприятие. В 1921–1922 выполнил проект «Город на рессорах», в 1922 выступил в Инхуке с докладом «Инженеризм», в котором обосновал его: город будущего решен у Лавинского в виде радиально-кольцевой схемы, диаметры которого — два перпендикулярно расположенных бульвара; каждый сектор круга разделен на кварталы бульварами, предназначенными для пешеходного движения; постройки подняты на опорах в виде стальных ферм рессорной конструкции, под которыми пролегают транспортные магистрали. На первых ярусах — общественные учреждения, выше — жилые помещения. Строительные материалы — сталь, алюминий, стекло, асбест.
В 1923–1925 выполнял оформление киосков для Госиздата и Моссельпрома, в 1927 — проект «Радиотрибуны». Совместно с Эль Лисицким участвовал в разработке экспозиции советского павильона на Международной выставке печати в Кёльне (1928). Оформлял посмертную выставку произведений В. В. Маяковского в Москве (1931). В 1930-х занимался праздничным оформлением улиц и площадей Москвы.
С 1931 — член АХР. Участвовал в выставках: IV выставка живописно-пластической культуры в Саратове (1920), 1-я русская художественная выставка в Берлине (1922), международная выставка художественно-декоративных искусств в Париже (1925), 1-я (1925), 2-я (1926) выставки киноплаката, выставки «Окна сатиры РОСТА» (1929), «Художники РСФСР за XV лет» (1933) в Москве, художников советского театра в Ленинграде и Москве (1935), юбилейная республиканская выставка, посвященная 25-летию Октября в Ташкенте (1943).
Преподавал в Саратовских государственных художественных мастерских (1919–1920), Вхутемасе в Москве (1920–1926): до 1923 на скульптурном (совместно с Б. Д. Королевым) факультете, в 1923–1926 — на деревообделочном.
Творчество представлено в ряде музейных собраний, в том числе в Российской национальной библиотеке.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе