Кинорежиссер, теоретик кино, рисовальщик, сценограф
Из семьи инженера-строителя М. О. Эйзенштейна. Окончил Рижское реальное училище. Учился в Петроградском институте гражданских инженеров (вторая половина 1910-х). Систематического художественного образования не получил.
С 1918 служил добровольцем в Красной Армии; работал художником по декорациям в армейской самодеятельности, занимался оформлением агитпоездов. В 1920 был направлен для продолжения образования в Академию Генерального штаба на восточное отделение. В те же годы поступил художником и инструктором в Первую рабочую передвижную труппу Пролеткульта; выступал также как театральный режиссер: поставил спектакли «Мексиканец» (1920, по книге Дж. Лондона), «Москва, слышишь?» (1922), «Мудрец» (1923, по пьесе А. Н. Островского), «Противогазы» (1924).
В 1921–1922 учился в Государственных высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ) у В. Э. Мейерхольда. Во время учебы помогал в работе по созданию декораций к целому ряду постановок. В 1923 сблизился с членами группы ЛЕФ — В. В. Маяковским и другими; опубликовал в одноименном журнале свой творческий манифест «Монтаж аттракционов».
Работал на Первой фабрике Госкино. В 1924 снял первый полнометражный фильм «Стачка» (серебряная медаль на Международной выставке современных декоративно-промышленных искусств в Париже, 1925). Режиссер фильмов «Броненосец Потёмкин» (1925), «Октябрь» (1927, совместно с Г. В. Александровым), «Генеральная линия» (1929).
В 1929–1932 находился в заграничной командировке с целью изучения западного опыта в области киноискусства. Параллельно читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне, Антверпене, Амстердаме, Брюсселе. В Голливуде предложил несколько сценариев для экранизации; в 1930 заключил контракт с компанией Paramount Pictures на экранизацию романа Т. Драйзера «Американская трагедия», но через несколько месяцев после начала работы над сценарием кинокомпания разорвала договор. В 1930–1932 снял много сцен в Мексике для киноэпопеи «Да здравствует Мексика!».
В 1932 возвратился в Советский Союз, где сосредоточился на теоретических исследованиях и преподавательской деятельности. Читал лекции в Государственном институте кинематографии (с 1932), профессор (с 1937). Автор книг «Смысл фильма» (1942) и «Форма фильма» (1949), в которых стремился сформулировать принципы цвета, звука и монтажа в кино. В 1935 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1938 поставил свой первый звуковой фильм «Александр Невский» (удостоен звания доктора искусствоведения, награжден орденом Ленина и Государственной (Сталинской) премией), в 1944–1945 — первую часть «Ивана Грозного» (Государственная (Сталинская) премия); разработал декорации и костюмы для «Ивана Грозного».
Параллельно на протяжении всей жизни занимался рисунком, большая часть его рисунков была опубликована после смерти художника («Сергей Эйзенштейн. Рисунки» Альбом. М., 1961). Создавал карикатуры, полуабстрактные и фигуративные композиции, занимался эротической графикой. С 1915 помещал свои эротические рисунки в петроградской периодической печати под псевдонимом «Сэр Гей». В 1932 провел выставку своих американских рисунков в нью-йоркской галерее Джона Беккера.
Посмертные выставки рисунков Эйзенштейна прошли в Москве в 1998 (ГМИИ им. А. С. Пушкина) и 2004 (галерея «Ковчег»). Графика находится в ряде музейных и частных собраний, в том числе в Российском государственном архиве литературы и искусства.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе