1903–1969
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
График, дизайнер, сценограф
Из семьи театрального художника, графика Б. Р. Телингатера. Посещал гимназию в Баку. Учился в Свободных художественных мастерских Наркомпроса в Баку (1919–1920), московском Вхутемасе (1920–1921) у В. А. Фаворского, Н. И. Пискарева.
Жил в Баку (1921–1925), Москве (с 1925). Работал в области книжной графики, занимался плакатом, экслибрисом, разработкой товарных знаков; пробовал силы в фотомонтаже, коллаже, сценографии. Создатель наборных акцидентных и рисованых шрифтов. С 1920 работал в художественно-графической студии БакКавРОСТА. Руководил Художественной студией при Доме красной молодежи в Баку (первая половина 1920-х). Сотрудничал в различных бакинских и московских издательствах («Новая Москва», «Земля и фабрика», Московское театральное издательство), газетах «Труд», «Молодой рабочий», «Юношеская правда», журнале «Искусство кино». В 1922 выпустил в Баку поэму «Двенадцать» А. А. Блока с собственными иллюстрациями. Создал плакат к выборам в бакинский Совет (1925).
Выполнил множество журнальных и книжных обложек; «сконструировал» более 600 книг, среди которых: «Комсомолия» А. И. Безыменского (1928), «Во весь голос» В. В. Маяковского (1931), «Двенадцать стульев» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, «В. И. Ленин. Альбом фотографий и документов» (1939), «Василий Теркин» А. Т. Твардовского (1947), «Буря» И. Г. Эренбурга (1950), «Москва: планировка и застройка города. 1954–1957» (1958, альбом) и другие.
Находился под влиянием конструктивистских концепций участников группы «ЛЕФ» (Левый фронт искусства), таких как А. М. Ганн, Г. Г. Клуцис, А. М. Родченко. Для творчества Телингатера характерны архитектоничность, композиционная завершенность, каллиграфическое изящество шрифтов и приемов оформления книги.
Помогал Эль Лисицкому в разработке советского павильона для международной выставки прессы в Кёльне (1928). Член и экспонент объединения «Октябрь» (1930, член с 1928); оформил альманах Объединения (1931). Участвовал в выставках «Московский экслибрис 1926 года» в Москве (1927), советского искусства в Винтертуре (1929), книжного искусства в Кёльне (1928), Париже и Лионе (1931–1932), Нью-Йорке (1939), Лейпциге (1959, золотая и серебряные медали) и других. Награжден международной премией им. Иоганна Гуттенберга Совета города Лейпцига (1963).
В начале войны записался добровольцем в народное ополчение; работал во фронтовых газетах.
Автор книги «Искусство акцидентного набора» (М, 1965; совместно с Л. Е. Капланом).
В 1975 и 2003 в Москве состоялись выставки произведений художника.
Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе