1903–1969
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
График, дизайнер, сценограф
Из семьи театрального художника, графика Б. Р. Телингатера. Посещал гимназию в Баку. Учился в Свободных художественных мастерских Наркомпроса в Баку (1919–1920), московском Вхутемасе (1920–1921) у В. А. Фаворского, Н. И. Пискарева.
Жил в Баку (1921–1925), Москве (с 1925). Работал в области книжной графики, занимался плакатом, экслибрисом, разработкой товарных знаков; пробовал силы в фотомонтаже, коллаже, сценографии. Создатель наборных акцидентных и рисованых шрифтов. С 1920 работал в художественно-графической студии БакКавРОСТА. Руководил Художественной студией при Доме красной молодежи в Баку (первая половина 1920-х). Сотрудничал в различных бакинских и московских издательствах («Новая Москва», «Земля и фабрика», Московское театральное издательство), газетах «Труд», «Молодой рабочий», «Юношеская правда», журнале «Искусство кино». В 1922 выпустил в Баку поэму «Двенадцать» А. А. Блока с собственными иллюстрациями. Создал плакат к выборам в бакинский Совет (1925).
Выполнил множество журнальных и книжных обложек; «сконструировал» более 600 книг, среди которых: «Комсомолия» А. И. Безыменского (1928), «Во весь голос» В. В. Маяковского (1931), «Двенадцать стульев» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, «В. И. Ленин. Альбом фотографий и документов» (1939), «Василий Теркин» А. Т. Твардовского (1947), «Буря» И. Г. Эренбурга (1950), «Москва: планировка и застройка города. 1954–1957» (1958, альбом) и другие.
Находился под влиянием конструктивистских концепций участников группы «ЛЕФ» (Левый фронт искусства), таких как А. М. Ганн, Г. Г. Клуцис, А. М. Родченко. Для творчества Телингатера характерны архитектоничность, композиционная завершенность, каллиграфическое изящество шрифтов и приемов оформления книги.
Помогал Эль Лисицкому в разработке советского павильона для международной выставки прессы в Кёльне (1928). Член и экспонент объединения «Октябрь» (1930, член с 1928); оформил альманах Объединения (1931). Участвовал в выставках «Московский экслибрис 1926 года» в Москве (1927), советского искусства в Винтертуре (1929), книжного искусства в Кёльне (1928), Париже и Лионе (1931–1932), Нью-Йорке (1939), Лейпциге (1959, золотая и серебряные медали) и других. Награжден международной премией им. Иоганна Гуттенберга Совета города Лейпцига (1963).
В начале войны записался добровольцем в народное ополчение; работал во фронтовых газетах.
Автор книги «Искусство акцидентного набора» (М, 1965; совместно с Л. Е. Капланом).
В 1975 и 2003 в Москве состоялись выставки произведений художника.
Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе