Утвердители нового искусства

1919–1926

Витебск — Петроград (Ленинград)

Члены: Ф. Я. Белостоцкая, А. С. Векслер, М. С. Векслер, И. Т. Гаврис, Г. Г. Клуцис, Э. И. Гурович, В. М. Ермолаева, Н. И. Иванова, А. А. Каган, Е. Н. Кобро, Н. И. Коган, Л. М. Лисицкий (Эль Лисицкий), Е. М. Магарил, К. С. Малевич, П. В. Митурич, Г. Носков, Е. М. Рояк (Раяк), Д. Н. Санников, В. М. Стржеминский, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, И. Г. Чашник, И. И. Червинко, Л. А. Юдин, Д. А. Якерсон.

Выставки: 1-я государственная выставка картин местных и московских художников (1919, Витебск); Выставка картин петроградских художников всех направлений (1923, Петроград).

Авангардное художественное объединение; возникло в Витебске, куда в ноябре 1919 по приглашению ректора Народной художественной школы (Художественно-практический институт) В. М. Ермолаевой для руководства живописной мастерской приехал К. С. Малевич. Первоначально группа называлась Посновис (Последователи нового искусства), с февраля 1920 — Уновис.

Устав организации гласил: «1. Цель “Уновиса” — утверждение новых форм искусств, под каковыми разумеются кубизм, футуризм, супрематизм. 2. Для достижения указанной цели “Уновис” стремится выполнить все работы и задания по особо выработанной им программе 3. Работа “Уновиса” проводится в секциях, количество, компетенция и состав которых определяются общим собранием либо Творческим Комитетом. 4. Секции избирают из своей среды председателя и секретаря. 5. Район деятельности “Уновиса” не ограничен».

По сути, Уновис представлял собой новый тип художественного объединения, организованного по примеру политической партии. Группа имела своего непререкаемого лидера (К. С. Малевич), сложную «вертикальную» структуру (Председатель — Товарищ Председателя — Творческий Комитет — Общее собрание), занималась пропагандой строго определенного круга идей и боролась за единственно возможный, по мнению идеологов, путь развития искусства (супрематизм). Также Уновис объединял в себе функции образовательного и исследовательского центров.

К августу 1920 численность группы составляла 36 человек. Группа состояла из членов и кандидатов. Руководящим органом являлся Творческий Комитет. В члены принимались все лица, «сочувствующие целям» объединения и готовые заняться различными аспектами их реализации. Прием в члены проводился решением 3/4 голосов Творческого Комитета, а затем представлялся на утверждение Общего собрания. Прием в кандидаты («лица, лишь сочувствующие… идеям») проводился путем простой записи.

Общие собрания могли созываться Творческим Комитетом, а также по требованию 1/3 его членов или 2/3 кандидатов. Собрания проходили не реже одного раза в две недели; кворум — 1/2 числа членов. Члены пользовались на собраниях правом решающего голоса, кандидаты — совещательного. Собрание определяло число членов и состав Творческого Комитета, который избирался сроком на шесть месяцев. Заседания Творческого Комитета проходили не реже одного раза в неделю, кворум — 2/3 его членов. Творческий Комитет избирал председателя, товарища председателя и казначея.

Деятельность осуществлялась из различных средств — единовременных взносов при вступлении (от 50 до 100 рублей), ежемесячных взносов, взимаемых только с членов (15 рублей), добровольных взносов, а также прибыли от устройства чтений, лекций, концертов, митингов, спектаклей.

В своей творческой практике и манифестах художники руководствовались принципами супрематизма, которые получили развитие в трудах К. С. Малевича: «От кубизма к супрематизму» (Пг., 1915), «От кубизма и футуризма к супрематизму» (М., 1916), «О новых системах в искусстве (статика и скорость)» (Витебск, 1919), «От Сезанна к супрематизму» (Пг., 1920), «Бог не скинут» (Витебск, 1922) и других.

Как организационно-педагогическая система Уновис состоял из агитационного, литературного, живописного, архитектурного и строительно-технического отделов-факультетов; абстрактной, кубофутуристической, графической, декоративной мастерских. Как исследовательская лаборатория занимался проблемами изучения развития искусства, возникновения и развития художественной формы, утверждением новой эстетики.

С 1920 действовал филиал Уновис в Смоленске (под руководством В. М. Стржеминского и Е. Н. Кобро). Возникли филиалы группы в Москве, Одессе, Оренбурге, Перми, Самаре, Саратове.

Группа проводила вечера рисования с разбором студенческих работ, устраивала диспуты. В феврале 1920 в Латышском клубе в Витебске были поставлены «Супрематический балет» (оформление Н. И. Коган) и опера «Победа над солнцем» М. В. Матюшина и А. Е. Кручёных (оформление В. М. Ермолаевой, К. С. Малевича при участии учеников художественной школы). Тиражом в 5 экземпляров выпущен альманах «Уновис» (1920), который представлял собой монтаж рукописных текстов с буквенными коллажами, графикой, фотографиями.

Члены участвовали в 1-й Государственной выставке картин местных и московских художников в Витебске (1919), провели несколько самостоятельных выставок.

В конце 1922 К. С. Малевич с группой учеников переехал в Петроград, где организовал и возглавил Гинхук (Государственный институт художественной культуры); деятельность Уновис была продолжена на его организационной основе. В Отделе живописной культуры Гинхука, который возглавлял К. С. Малевич, лабораторией цвета заведовала В. М. Ермолаева, лабораторией формы — Л. А. Юдин, аспирантами и практикантами стали А. А. Лепорская, К. И. Рождественский, В. В. Стерлигов, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, И. Г. Чашник и другие.

В 1923 члены Уновис участвовали в выставке картин петроградских художников всех направлений, где их картины были сгруппированы по принципу «система кубизма», «система футуризма», «система супрематизма». Художественный критик С. И. Юткевич не без иронии писал в статье «Сухарная столица» (ЛЕФ, 1923, № 3): «единственно хороший холст на всей выставке — у “Уновиса” — абсолютно чистый, белый, хороший грунт. На нем можно еще что-нибудь сделать…»; в той же статье охарактеризовал программу объединения как «метафизические спекуляции».

Деятельность Уновис прекратилась в связи с закрытием Гинхука (1926). Последователи К. С. Малевича (В. М. Ермолаева, А. А. Лепорская, К. И. Рождественский, В. В. Стерлигов, Н. М. Суетин, Л. А. Юдин) организовали «Группу живописно-пластического реализма».

Источники:

1. В круге Малевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920 — 1950-х. СПб., 2000. С. 12–23.

2. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. С. 352–360.

3. Северюхин Д. Я, Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820–1932). Справочник. СПб., 1992. С. 317–319.

КОМАРДЁНКОВ Василий Петрович (1897–1973) Солнышко светит. 1930-е
Текущая ставка
2 500 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
РАТНЕР Владислав Исаакович (1926–2002) Без названия (Пейзаж). 1974
Текущая ставка
13 000 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
ИСАЕВ Николай Александрович (1891–1977) Натюрморт перед окном. 1960-е
Текущая ставка
21 000 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 17.09.2019 Открыты 296-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это девять живописных работ, семь листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и один фарфоровый объект
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 06.09.2019 Итоги AI Аукциона №294. Продано 60% лотов Покупали всё: русскую классику, советское искусство и шестидесятников. География – Москва, Люберцы, Пермь и Орша
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх