- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Утвердители нового искусства
1919–1926
Витебск — Петроград (Ленинград)
Члены: Ф. Я. Белостоцкая, А. С. Векслер, М. С. Векслер, И. Т. Гаврис, Г. Г. Клуцис, Э. И. Гурович, В. М. Ермолаева, Н. И. Иванова, А. А. Каган, Е. Н. Кобро, Н. И. Коган, Л. М. Лисицкий (Эль Лисицкий), Е. М. Магарил, К. С. Малевич, П. В. Митурич, Г. Носков, Е. М. Рояк (Раяк), Д. Н. Санников, В. М. Стржеминский, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, И. Г. Чашник, И. И. Червинко, Л. А. Юдин, Д. А. Якерсон.
Выставки: 1-я государственная выставка картин местных и московских художников (1919, Витебск); Выставка картин петроградских художников всех направлений (1923, Петроград).
Авангардное художественное объединение; возникло в Витебске, куда в ноябре 1919 по приглашению ректора Народной художественной школы (Художественно-практический институт) В. М. Ермолаевой для руководства живописной мастерской приехал К. С. Малевич. Первоначально группа называлась Посновис (Последователи нового искусства), с февраля 1920 — Уновис.
Устав организации гласил: «1. Цель “Уновиса” — утверждение новых форм искусств, под каковыми разумеются кубизм, футуризм, супрематизм. 2. Для достижения указанной цели “Уновис” стремится выполнить все работы и задания по особо выработанной им программе 3. Работа “Уновиса” проводится в секциях, количество, компетенция и состав которых определяются общим собранием либо Творческим Комитетом. 4. Секции избирают из своей среды председателя и секретаря. 5. Район деятельности “Уновиса” не ограничен».
По сути, Уновис представлял собой новый тип художественного объединения, организованного по примеру политической партии. Группа имела своего непререкаемого лидера (К. С. Малевич), сложную «вертикальную» структуру (Председатель — Товарищ Председателя — Творческий Комитет — Общее собрание), занималась пропагандой строго определенного круга идей и боролась за единственно возможный, по мнению идеологов, путь развития искусства (супрематизм). Также Уновис объединял в себе функции образовательного и исследовательского центров.
К августу 1920 численность группы составляла 36 человек. Группа состояла из членов и кандидатов. Руководящим органом являлся Творческий Комитет. В члены принимались все лица, «сочувствующие целям» объединения и готовые заняться различными аспектами их реализации. Прием в члены проводился решением 3/4 голосов Творческого Комитета, а затем представлялся на утверждение Общего собрания. Прием в кандидаты («лица, лишь сочувствующие… идеям») проводился путем простой записи.
Общие собрания могли созываться Творческим Комитетом, а также по требованию 1/3 его членов или 2/3 кандидатов. Собрания проходили не реже одного раза в две недели; кворум — 1/2 числа членов. Члены пользовались на собраниях правом решающего голоса, кандидаты — совещательного. Собрание определяло число членов и состав Творческого Комитета, который избирался сроком на шесть месяцев. Заседания Творческого Комитета проходили не реже одного раза в неделю, кворум — 2/3 его членов. Творческий Комитет избирал председателя, товарища председателя и казначея.
Деятельность осуществлялась из различных средств — единовременных взносов при вступлении (от 50 до 100 рублей), ежемесячных взносов, взимаемых только с членов (15 рублей), добровольных взносов, а также прибыли от устройства чтений, лекций, концертов, митингов, спектаклей.
В своей творческой практике и манифестах художники руководствовались принципами супрематизма, которые получили развитие в трудах К. С. Малевича: «От кубизма к супрематизму» (Пг., 1915), «От кубизма и футуризма к супрематизму» (М., 1916), «О новых системах в искусстве (статика и скорость)» (Витебск, 1919), «От Сезанна к супрематизму» (Пг., 1920), «Бог не скинут» (Витебск, 1922) и других.
Как организационно-педагогическая система Уновис состоял из агитационного, литературного, живописного, архитектурного и строительно-технического отделов-факультетов; абстрактной, кубофутуристической, графической, декоративной мастерских. Как исследовательская лаборатория занимался проблемами изучения развития искусства, возникновения и развития художественной формы, утверждением новой эстетики.
С 1920 действовал филиал Уновис в Смоленске (под руководством В. М. Стржеминского и Е. Н. Кобро). Возникли филиалы группы в Москве, Одессе, Оренбурге, Перми, Самаре, Саратове.
Группа проводила вечера рисования с разбором студенческих работ, устраивала диспуты. В феврале 1920 в Латышском клубе в Витебске были поставлены «Супрематический балет» (оформление Н. И. Коган) и опера «Победа над солнцем» М. В. Матюшина и А. Е. Кручёных (оформление В. М. Ермолаевой, К. С. Малевича при участии учеников художественной школы). Тиражом в 5 экземпляров выпущен альманах «Уновис» (1920), который представлял собой монтаж рукописных текстов с буквенными коллажами, графикой, фотографиями.
Члены участвовали в 1-й Государственной выставке картин местных и московских художников в Витебске (1919), провели несколько самостоятельных выставок.
В конце 1922 К. С. Малевич с группой учеников переехал в Петроград, где организовал и возглавил Гинхук (Государственный институт художественной культуры); деятельность Уновис была продолжена на его организационной основе. В Отделе живописной культуры Гинхука, который возглавлял К. С. Малевич, лабораторией цвета заведовала В. М. Ермолаева, лабораторией формы — Л. А. Юдин, аспирантами и практикантами стали А. А. Лепорская, К. И. Рождественский, В. В. Стерлигов, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, И. Г. Чашник и другие.
В 1923 члены Уновис участвовали в выставке картин петроградских художников всех направлений, где их картины были сгруппированы по принципу «система кубизма», «система футуризма», «система супрематизма». Художественный критик С. И. Юткевич не без иронии писал в статье «Сухарная столица» (ЛЕФ, 1923, № 3): «единственно хороший холст на всей выставке — у “Уновиса” — абсолютно чистый, белый, хороший грунт. На нем можно еще что-нибудь сделать…»; в той же статье охарактеризовал программу объединения как «метафизические спекуляции».
Деятельность Уновис прекратилась в связи с закрытием Гинхука (1926). Последователи К. С. Малевича (В. М. Ермолаева, А. А. Лепорская, К. И. Рождественский, В. В. Стерлигов, Н. М. Суетин, Л. А. Юдин) организовали «Группу живописно-пластического реализма».
Источники:
1. В круге Малевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920 — 1950-х. СПб., 2000. С. 12–23.
2. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. С. 352–360.
3. Северюхин Д. Я, Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820–1932). Справочник. СПб., 1992. С. 317–319.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"