Утвердители нового искусства

1919–1926

Витебск — Петроград (Ленинград)

Члены: Ф. Я. Белостоцкая, А. С. Векслер, М. С. Векслер, И. Т. Гаврис, Г. Г. Клуцис, Э. И. Гурович, В. М. Ермолаева, Н. И. Иванова, А. А. Каган, Е. Н. Кобро, Н. И. Коган, Л. М. Лисицкий (Эль Лисицкий), Е. М. Магарил, К. С. Малевич, П. В. Митурич, Г. Носков, Е. М. Рояк (Раяк), Д. Н. Санников, В. М. Стржеминский, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, И. Г. Чашник, И. И. Червинко, Л. А. Юдин, Д. А. Якерсон.

Выставки: 1-я государственная выставка картин местных и московских художников (1919, Витебск); Выставка картин петроградских художников всех направлений (1923, Петроград).

Авангардное художественное объединение; возникло в Витебске, куда в ноябре 1919 по приглашению ректора Народной художественной школы (Художественно-практический институт) В. М. Ермолаевой для руководства живописной мастерской приехал К. С. Малевич. Первоначально группа называлась Посновис (Последователи нового искусства), с февраля 1920 — Уновис.

Устав организации гласил: «1. Цель “Уновиса” — утверждение новых форм искусств, под каковыми разумеются кубизм, футуризм, супрематизм. 2. Для достижения указанной цели “Уновис” стремится выполнить все работы и задания по особо выработанной им программе 3. Работа “Уновиса” проводится в секциях, количество, компетенция и состав которых определяются общим собранием либо Творческим Комитетом. 4. Секции избирают из своей среды председателя и секретаря. 5. Район деятельности “Уновиса” не ограничен».

По сути, Уновис представлял собой новый тип художественного объединения, организованного по примеру политической партии. Группа имела своего непререкаемого лидера (К. С. Малевич), сложную «вертикальную» структуру (Председатель — Товарищ Председателя — Творческий Комитет — Общее собрание), занималась пропагандой строго определенного круга идей и боролась за единственно возможный, по мнению идеологов, путь развития искусства (супрематизм). Также Уновис объединял в себе функции образовательного и исследовательского центров.

К августу 1920 численность группы составляла 36 человек. Группа состояла из членов и кандидатов. Руководящим органом являлся Творческий Комитет. В члены принимались все лица, «сочувствующие целям» объединения и готовые заняться различными аспектами их реализации. Прием в члены проводился решением 3/4 голосов Творческого Комитета, а затем представлялся на утверждение Общего собрания. Прием в кандидаты («лица, лишь сочувствующие… идеям») проводился путем простой записи.

Общие собрания могли созываться Творческим Комитетом, а также по требованию 1/3 его членов или 2/3 кандидатов. Собрания проходили не реже одного раза в две недели; кворум — 1/2 числа членов. Члены пользовались на собраниях правом решающего голоса, кандидаты — совещательного. Собрание определяло число членов и состав Творческого Комитета, который избирался сроком на шесть месяцев. Заседания Творческого Комитета проходили не реже одного раза в неделю, кворум — 2/3 его членов. Творческий Комитет избирал председателя, товарища председателя и казначея.

Деятельность осуществлялась из различных средств — единовременных взносов при вступлении (от 50 до 100 рублей), ежемесячных взносов, взимаемых только с членов (15 рублей), добровольных взносов, а также прибыли от устройства чтений, лекций, концертов, митингов, спектаклей.

В своей творческой практике и манифестах художники руководствовались принципами супрематизма, которые получили развитие в трудах К. С. Малевича: «От кубизма к супрематизму» (Пг., 1915), «От кубизма и футуризма к супрематизму» (М., 1916), «О новых системах в искусстве (статика и скорость)» (Витебск, 1919), «От Сезанна к супрематизму» (Пг., 1920), «Бог не скинут» (Витебск, 1922) и других.

Как организационно-педагогическая система Уновис состоял из агитационного, литературного, живописного, архитектурного и строительно-технического отделов-факультетов; абстрактной, кубофутуристической, графической, декоративной мастерских. Как исследовательская лаборатория занимался проблемами изучения развития искусства, возникновения и развития художественной формы, утверждением новой эстетики.

С 1920 действовал филиал Уновис в Смоленске (под руководством В. М. Стржеминского и Е. Н. Кобро). Возникли филиалы группы в Москве, Одессе, Оренбурге, Перми, Самаре, Саратове.

Группа проводила вечера рисования с разбором студенческих работ, устраивала диспуты. В феврале 1920 в Латышском клубе в Витебске были поставлены «Супрематический балет» (оформление Н. И. Коган) и опера «Победа над солнцем» М. В. Матюшина и А. Е. Кручёных (оформление В. М. Ермолаевой, К. С. Малевича при участии учеников художественной школы). Тиражом в 5 экземпляров выпущен альманах «Уновис» (1920), который представлял собой монтаж рукописных текстов с буквенными коллажами, графикой, фотографиями.

Члены участвовали в 1-й Государственной выставке картин местных и московских художников в Витебске (1919), провели несколько самостоятельных выставок.

В конце 1922 К. С. Малевич с группой учеников переехал в Петроград, где организовал и возглавил Гинхук (Государственный институт художественной культуры); деятельность Уновис была продолжена на его организационной основе. В Отделе живописной культуры Гинхука, который возглавлял К. С. Малевич, лабораторией цвета заведовала В. М. Ермолаева, лабораторией формы — Л. А. Юдин, аспирантами и практикантами стали А. А. Лепорская, К. И. Рождественский, В. В. Стерлигов, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, И. Г. Чашник и другие.

В 1923 члены Уновис участвовали в выставке картин петроградских художников всех направлений, где их картины были сгруппированы по принципу «система кубизма», «система футуризма», «система супрематизма». Художественный критик С. И. Юткевич не без иронии писал в статье «Сухарная столица» (ЛЕФ, 1923, № 3): «единственно хороший холст на всей выставке — у “Уновиса” — абсолютно чистый, белый, хороший грунт. На нем можно еще что-нибудь сделать…»; в той же статье охарактеризовал программу объединения как «метафизические спекуляции».

Деятельность Уновис прекратилась в связи с закрытием Гинхука (1926). Последователи К. С. Малевича (В. М. Ермолаева, А. А. Лепорская, К. И. Рождественский, В. В. Стерлигов, Н. М. Суетин, Л. А. Юдин) организовали «Группу живописно-пластического реализма».

Источники:

1. В круге Малевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920 — 1950-х. СПб., 2000. С. 12–23.

2. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. С. 352–360.

3. Северюхин Д. Я, Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820–1932). Справочник. СПб., 1992. С. 317–319.

  • 06.11.2023 Открыт 189-й аукцион «Литографии. Первые имена» В каталоге — работы Жака Вийона, Франсиско Гойи, Сальвадора Дали, Андре Массона, Анри Матисса, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Марка Шагала
  • 30.10.2023 Открыт 188-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Uncognito, Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Елены Бочаровой, Владимира Ковальчука, Игоря Кочнова, Геннадия Красношлыкова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Шамиля Надрова, Константина Худякова, Анатолия Чечика, Елены Щепетовой
  • 24.10.2023 Художник недели: Валентина Кропивницкая История и финансовые показатели самобытной художницы, имевшей свой собственный творческий голос в знаменитой семье шестидесятников, — Валентины Евгеньевны Кропивницкой
  • 23.10.2023 Открыт 187-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Борисова, Наталии Вяткиной, Галины Дулькиной, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Колкутина, Владислава Мамышева-Монро, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Александра Савко, Натальи Ходюк
  • 16.10.2023 Открыт 186-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Александра Жатова, Фёдора Зайцева, Игоря Кочнова, Сергея Кривцова, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Льва и Алсу Моисеевых, Андрея Мунца, Наты Новы, Светланы Семёновой, Виктора Чудина
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх