1897–1954
Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства
Родился в семье начальника железнодорожной станции. В 1900–1910-х учился в гимназии в Калуге, затем в Кадетском корпусе в Петербурге, где получил первоначальное художественное образование.
В начале Первой Мировой войны был мобилизован; служил на Кавказе. В 1915 по долгу военной службы переехал в Витебск. В 1918 посещал занятия в Витебской Народной художественной школе, созданной М. З. Шагалом. Познакомился с И. А. Пуни и К. С. Малевичем. С 1920 — член и экспонент Посновиса (Последователи нового искусства), затем — Уновиса (Утвердители нового искусства); с 1922 — председатель Витебского творческого комитета Уновиса. Вместе с Малевичем участвовал в дискуссиях в Инхуке (1922). Занимался праздничным оформлением Витебска к 1 мая 1920.
В 1922 демобилизован; переехал в Петроград. Жил в Петрограде (Ленинграде). С 1922 в качестве художника-композитора начал работать на Государственном фарфоровом заводе, для которого выполнил множество проектов супрематического фарфора. С 1932 — главный художник ЛФЗ. Участвовал во многих выставках, где экспонировались изделия ГФЗ (ЛФЗ), в том числе в выставке «Большевистский фарфор» в Стокгольме (1923), выставке произведений ГФЗ за 7 лет в Ленинграде (1925), Художественно-промышленных ярмарках в Лионе (1926), Риге, Вене, Праге, Париже (все — 1928) и других. В 1925 был удостоен серебряной медали на Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже, в 1927 — диплома на III Международной Монца-Миланской выставке декоративных искусств в Монце.
Разрабатывал архитектонические модели (1923–1926), создал серию аналитических кубоструктуралистских рисунков (1924), цикл «Богородица» (1929). Участвовал в «Выставке картин петроградских художников всех направлений» (1923; в составе группы «Уновис»), выставке «Плакат и реклама после Октября» (1926), Первой общегородской выставке изобразительных искусств (1930) в Петрограде (Ленинграде), юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932–1933).
Работал в Музее художественной культуры и Гинхуке (с 1924; с 1925 — руководитель отдела материальной культуры Гинхука), в экспериментальной лаборатории Декоративного института (1925–1926); выполнял эскизы обложек, рисунки для тканей. В 1927 создал ряд проектов цветовой раскраски архитектуры и мебели (некоторые совместно с И. Г. Чашником). Участвовал в конкурсе мебели для рабочего жилища. В 1927–1929 работал в Государственном институте изобразительных искусств, в экспериментальной лаборатории Комитета по изучению современного искусства, а также в Комитете художественной промышленности. В 1929 совершил поездку в Псков.
Занимался организацией похорон Малевича (1935), выполнил надгробный памятник в виде куба. В 1936–1937 работал над проектом оформления павильона СССР на Международной выставке в Париже (удостоен Гран-при), в 1939 занимался проектом павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
В 1941–1944 жил в блокадном Ленинграде; участвовал в различных маскировочных и художественно-оформительских работах. В 1942 выполнил новое оформление могилы А. В. Суворова в Александро-Невской лавре. С 1943 — председатель Секции декоративного искусства ЛОСХ. Участвовал в восстановлении деятельности ЛФЗ.
В 2008 в Петербурге состоялась ретроспективная выставка произведений Суетина.
Суетин — выдающийся мастер русского авангарда, реформатор русского фарфора, радикально изменивший как декор, так и саму структуру изделий. В своем творчестве выступал последователем идей Малевича, рассматривая свои геометрические абстракции как чертежи для универсального преображения окружающих человека форм (использовал в фарфоре мотивы собственных супрематических композиций). В конце 1920-х отошел от чистой абстракции к «метафизическим», условно-знаковым фигуративным образам, что нашло отражение как в станковой живописи и графике, так и в прикладном искусстве. С середины 1930-х обратился к более традиционным формам дизайна фарфора, реализуя новаторские авангардные поиски лишь в оформительском искусстве.
Произведения Суетина находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже (Музей фарфорового завода), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а также в Национальном музее современного искусства в Париже, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде, Музее прикладного искусства и Музее Людвига в Кельне.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе