1903–1977
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Георгий
ВСЕ РАБОТЫ 192
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, сценограф
Родился в семье юриста. В 1920–1924 учился во ВХУТЕМАСе в Москве у В. А. Фаворского, С. В. Малютина, В. Д. Фалилеева. Еще будучи студентом, работал в области журнальной графики, сотрудничал с изданиями «Советский экран», «Красная нива», «Прожектор».
В 1925 стал одним из основателей и активных участников Общества станковистов (ОСТ), которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине» (из устава ОСТ). До 1928 являлся членом правления, входил в выставочное жюри Общества.
В 1927 вместе с А. Д. Гончаровым оформил постановку «Страсть мистера Марапита» К. А. Давидовского в 4-й студии МХАТа, в дальнейшем много занимался театрально-декорационным искусством.
В 1928 совершил поездку в Германию и Италию. В 1931 вошел в объединение «Изобригада». В 1932–1933 создал иллюстрации к романам Ф. М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы». Создал костюмы и декорации к спектаклям «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа в Театре им. МОСПС (1935), «Мачеха» О. де Бальзака в Театре-студии им. М. Н. Ермоловой (1936), «Кола-Брюньон» Д. Б. Кабалевского в Ленинградском малом оперном театре (1938), «Простые сердца» К. Г. Паустовского (1940), «Волки и овцы» А. Н. Островского в Малом театре в Москве (1941) и многим другим.
Во время Великой Отечественной войны оставался в Москве. В 1943 выполнил оформление постановки «Сирано де Бержерак» Э. Ростана в Театре им. Ленинского комсомола. За декорации к спектаклям «За тех, кто в море» Б. Лавренева в Малом театре (1946) и «Степь широкая» Н. Винникова в театре Советской армии (1949) был удостоен Государственных премий СССР. Сотрудничал также с театром им. Е. Б. Вахтангова («Новогодняя ночь» А. К. Гладкова, 1945), Московским театром им. А. С. Пушкина («Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1953), Ленинградским театром драмы им. А. С. Пушкина («Годы странствий» А. Н. Арбузова, 1954), Большим театром («Паяцы» Р. Леонкавалло, 1957) и многими другими.
С 1945 преподавал живопись на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии, с 1947 — профессор ВГИКа. В 1958 совершил поездку в Грецию. В том же году принял участие в XXIX Международной художественной выставке в Венеции.
В 1961 создал эскизы костюмов и декораций к балету «Снегурочка» П. И. Чайковского для Лондонского фестиваля балета. В 1962 прошла персональная выставка Пименова в Индии. В том же году избран действительным членом Академии художеств СССР. К наиболее известным послевоенным живописным циклам художника принадлежат натюрморты «Вещи каждого дня» (1959) и «Новые кварталы» (1963–1967, удостоены Ленинской премии в 1967), проникнутые лирическим настроением и очень точно отразившие эпоху «оттепели». Написал книги очерков «Искусство жизни или “Искусство ничего”» (1960), «Необыкновенность обыкновенного» (1964), «Новые кварталы» (1968).
В 2003 в Московском музее современного искусства прошла ретроспективная выставка произведений художника, приуроченная к 100-летию со дня его рождения.
Юрий Пименов — один из крупнейших мастеров советского искусства. Он имел прекрасную профессиональную школу: поступил во ВХУТЕМАС, когда там преподавали В. Е. Татлин, К. С. Малевич, А. М. Родченко, В. В. Кандинский, П. В. Кузнецов, В. А. Фаворский. В ранний, «ОСТовский» период творчества Пименов в своем стремлении отобразить современность в ее динамике, испытал влияние немецкого экспрессионизма. Для его работ этого времени характерны монументальность композиций, пронизанных бурным движением, резкие ракурсы, аскетизм цветовых решений. С начала 1930-х обратился к жанровой живописи, пейзажу и натюрморту, выработав собственную манеру письма мелкими, полупрозрачными мазками, создающими эффект как бы вибрирующей поверхности картин. Главной задачей своего творчества считал утверждение поэтичности советской действительности в ее повседневности.
Произведения Пименова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе