Художник недели: Юрий Пименов
История, ценовые и маркетинговые показатели Юрия Ивановича Пименова, который нашел неисчерпаемый источник вдохновения в романтическом мироощущении советской эпохи
Мир трепетного ощущения
необыкновенности обыкновенной жизни,
дарящей нам ежеминутно, каждодневно
все новые открытия, — мир творчества
художника Юрия Пименова.
Игорь Долгополов*
Годы жизни: 1903–1977
Направление: реализм
Вид искусства: живопись, графика, сценография
Жизнь и творчество
Юрий Иванович Пименов принадлежал к тому поколению художников, чья молодость пришлась на 1920-е и начало 1930-х годов — самый бурный этап в развитии советского искусства и, вероятно, наиболее сложный и противоречивый. С восторгом воздвигаемый новый мир возник на обломках трагически разрушенного старого, а создание нового общества и человека было поручено искусству — именно оно было призвано не только запечатлеть настоящее, но и показать светлое будущее. Очарованные поэтикой новизны и неукротимого движения вперед, опьяненные возложенной на них великой задачей, художники искали формы и средства, которые могли бы отразить это удивительное время и происходящие вокруг стремительные перемены. Сталинская эпоха и война остудили юношеский пыл многих творческих людей, но живопись Юрия Пименова, наполненная свежестью молодости советского искусства и восхищением перед всяким обновлением жизни, пережила эти тяжелые времена, чтобы вновь полноценно раскрыться в искусстве оттепельной «весны».
Коренной москвич, Юрий Пименов, еще в детстве проявил горячий интерес к живописи: посещал художественную школу и бывал в Третьяковской галерее, где подолгу любовался пейзажами русских классиков и работами мирискусников. В возрасте 17 лет, в 1920 году, будущий художник поступил во ВХУТЕМАС на живописный факультет. Основное образование он получил в мастерских у Владимира Фаворского и Сергея Малютина. В то время когда ЛЕФовцы провозглашали «смерть картины», кипящая художественная жизнь и свобода самовыражения в рамках учебного заведения послужили почвой для возникновения многочисленных объединений, отстаивающих роль станковой живописи как главного проводника революционных идей. В 1924 году в Москве прошла Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства. В центре внимания оказались студенты ВХУТЕМАСа, объединившиеся в группировки «проекционистов», «конкретивистов» и «Группу трех». Последнюю основали трое друзей и единомышленников — Юрий Пименов, Александр Дейнека и Андрей Гончаров.
Недавние выпускники ВХУТЕМАСа составили ядро Общества художников станковистов, сформировавшегося в 1925 году под руководством Давида Штеренберга. Юрий Пименов выступил в качестве одного из ведущих членов объединения наряду с Александром Дейнекой, Петром Вильямсом, Александром Тышлером и Александром Лабасом. В противовес АХРР, заметной фигурой в которой, кстати, был бывший учитель Пименова Сергей Малютин, ОСТ вместо наполнения актуальным содержанием старой, доставшейся от передвижников формы сосредоточился на поиске новой. И в этих поисках творческий метод Пименова был близок идеям другого преподавателя художника, Владимира Фаворского, призывавшего изображать одновременно объемное и плоскостное, разнопространственное и разновременное. В то же время большое влияние на живопись Пименова, как и других членов объединения, оказали современные кинематограф и фотография: эффектное соединение разнородных планов, неожиданные ракурсы стали характерной чертой ранних работ художника. Другим важным источником вдохновения стал язык немецкого экспрессионизма с его контрастным выразительным цветом и динамическими пластическими возможностями. В те годы Пименов создал свои знаменитые шедевры: «Футбол» (1926), «Инвалиды войны» (1926), «Даешь тяжелую индустрию» (1927).
В 1931-м в группе произошел раскол. Часть художников вместе с Пименовым образовала новое объединение «Изобригада». Ругая «мелкобуржуазное и буржуазное влияние» ОСТа на свою художественную практику, оно провозгласило своей целью «укрепление пролетарского сектора в искусстве». Однако постановление ЦК ВКП(б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» прекратило существование и этой группировки. В жизни художника начался непростой период: последние выполненные им иллюстрации были признаны формалистскими, он лишился заказов и, кроме того, серьезно заболел. Тогда же в, 1930-е годы, по неустановленным до сих пор причинам Пименов сжег большинство своих ранних работ — уцелели лишь те, что уже находились в музейных и частных коллекциях.
В то время когда понятия «формализм» и «импрессионизм» приобрели характер самого страшного клейма, Пименов нашел в последнем вдохновение для создания созвучного эпохе искусства, как, впрочем, и некоторые другие его современники. Художник восстановился и вновь погрузился в работу. Мир вокруг не прекращал меняться, воздвигалась новая, сталинская Москва. Тема движения, бывшая центральной для его творчества в ОСТе, нашла свое выражение в «программной» работе живописца «Новая Москва» (1937). Но в ней, в сравнении с картинами Пименова-остовца, колорит светлее, мазок дробится, приобретает почти импрессионистическую прозрачность. Удачную композицию он повторял несколько раз — во время войны и позже, в 1960-ом. Живопись художника была отмечена Золотой медалью на Всемирной выставке в Париже (1937), и он получил свою мастерскую на Масловке.
В войну Пименов работал над «Окнами ТАСС», в 1943-м был командирован на Северо-Западный фронт. Художник, для которого всегда было характерно острое чувство современности, безусловно, откликнулся на происходящие вокруг события — написал серию картин на военную тематику, изображал героев тыла.
После войны Пименов начал преподавать на художественном факультете ВГИКа, а в 1950-м как художник работал на съемках фильма «Кубанские казаки». Театр и кино занимали в его творчестве особое место: еще в 1927-м он вместе с Андреем Гончаровым оформил постановку «Страсть мистера Марапита» К. А. Давидовского в 4-й студии МХАТа. В 1930-х оформил спектакли «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа в Театре им. МОСПС, «Мачеха» О. де Бальзака в Театре-студии им. М. Н. Ермоловой, «Кола-Брюньон» Д. Б. Кабалевского в Ленинградском малом оперном театре и многие другие. В послевоенные годы Пименову была дважды присуждена Государственная премия СССР за оформление спектаклей: по пьесе Б. А. Лавренёва «За тех, кто в море!» (1946, Малый театр, Москва) и «Степь широкая» Н. Винникова (1949, Центральный театр Советской Армии). В 1950-х он сотрудничал с театром им. Е. Б. Вахтангова, Московским театром им. А. С. Пушкина, Ленинградским театром драмы им. А. С. Пушкина, Большим театром.
Эпоха «оттепели» предоставила художнику возможность вновь обратиться к излюбленным сюжетам. Послевоенная Москва отстраивалась по лекалам нового времени, стремительно росла: возникали целые районы, заполняемые остро необходимым жильем. Вернулась творческая свобода — в Пушкинском музее вновь открыли зал импрессионистов, возрождалась общая вера в светлое «завтра». С 1963 по 1967 год художник работал над циклом «Новые кварталы», вдохновенно запечатлевшим меняющуюся столицу, ее молодых обитателей, романтичных, счастливых, полных энтузиазма и надежд — как и сам Пименов. В 1967 году за цикл живописец получил Ленинскую премию. 1960-е и 1970-е годы были отмечены растущей популярностью творчества художника: он был избран действительным членом Академии художеств СССР (1962), стал народным художником СССР (1970), кавалером ордена Ленина (1973). В 1976-м Пименов участвовал в Венецианской биеннале. Он умер 6 сентября 1977 года в Москве, окруженный славой и признанием.
В 2003 году в Московском музее современного искусства прошла ретроспективная выставка произведений художника, приуроченная к 100-летию со дня его рождения. Работы живописца находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства и многих других столичных и региональных институций.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Юрия Пименова входит живопись, созданная художником в разные периоды и проданная Sotheby’s по обе стороны Атлантики — в Лондоне и Нью-Йорке. Третий по стоимости результат был достигнут весной 2011 года: «Пианист» (1926, бумага на доске, смешанная техника) ушел с торгов за $602 500 в арт-столице США. Второе место занимает живопись «Похищение Европы» (1969, холст, масло), проданная в столице Великобритании за $626 869 летом 2010 года. Самая дорогая работа художника была продана через нью-йоркский офис Sotheby’s в 2015 году: картина «Праздник Первомая» (1950, холст, масло) перешла к новому владельцу за $1 538 500. Добавим, что в последнем случае работа имела безупречный «западный» провенанс: до непосредственного продавца живопись входила в коллекцию Рея Джонсона — крупнейшего американского коллекционера советского искусства (более 16 тыс. единиц в собрании) и основателя Музея русского искусства в Миннеаполисе.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 165 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 81 работа, графика — 75 работ, смешанная техника — 8 работ, тиражная продукция — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $119,9 тыс., медианная стоимость — $21,9 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $10,32 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 86 к 79 (52 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
2003–2009 | 46 | 22 | 48 | 24 |
2010–2015 | 74 | 38 | 51 | 36 |
2016–2020 | 45 | 26 | 58 | 19 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 87 | 37 | 43 | 50 |
Великобритания | 44 | 28 | 64 | 16 |
США | 11 | 7 | 64 | 4 |
Германия | 9 | 9 | 100 | 0 |
Франция | 5 | 0 | 0 | 5 |
Монако | 3 | 0 | 0 | 3 |
Швеция | 2 | 1 | 50 | 1 |
Бельгия | 2 | 2 | 100 | 0 |
Украина | 1 | 1 | 100 | 0 |
Австрия | 1 | 1 | 100 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Валовая прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Купавина. Эскиз костюма для постановки II акта спектакля А.Н. Островского «Волки и овцы» | 2017 | 9 682 | 2018 | 4 768 | 1 | Литфонд, Москва | –4 914 | –50,8 |
2 | В прядильном цехе | 2013 | 8 316 | 2019 | 5 285 | 6 | AI Аукцион, Москва | –3 031 | –6,1 |
3 | Зимнее утро | 2008 | 37 536 | 2017 | 77 507 | 9 | MacDougall's, Лондон | 39 971 | 11,8 |
4 | Гардеробная в Большом театре | 2011 | 170 500 | 2016 | 397 265 | 5 | MacDougall's, Лондон | 226 765 | 26,6 |
5 | Вид из окна, Москва | 2006 | 234 264 | 2011 | 590 716 | 5 | Sotheby's, Лондон | 356 452 | 30,4 |
6 | Касимов | 2008 | 1 190 | 2013 | 3 190 | 5 | Совком, Москва | 2 000 | 33,6 |
7 | Сотворение мира | 2009 | 200 790 | 2010 | 352 625 | 1 | Совком, Москва | 151 835 | 75,6 |
8 | Сотворение мира | 2009 | 102 300 | 2009 | 200 790 | 0 | Sotheby's, Лондон | 98 490 | 96,3 |
9 | Улица Москвы | 2013 | 1 680 | 2014 | 3 492 | 1 | Кабинет, Москва | 1 812 | 107,9 |
Работы Юрия Пименова имеют 9 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) –47,0 %. Прямой зависимости успеха продажи от сроков владения не выявлено — скорее, следует говорить о наличии у художника относительно стабильного рынка, который не подвержен кризисам (многие успешные сделки были проведены в периоды упадка экономики либо действующих международных санкций, равно как и наоборот). Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 155 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в полтора раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 46 % продаж.
Читатели AI со стажем хорошо знают, что интерес рынка к различным направлениям искусства подвержен определенной цикличности. Примерно раз в десятилетие каждое из них получает свое «золотое время»; за несколько сезонов активизация музейного и дилерского внимания выливается в покупательский интерес: публикуются неизвестные работы, устанавливаются новые рекорды, пополняются частные собрания. Затем внимание рынка переключается на другое направление — а искомое, напитавшись коллекционерской любовью и деньгами, терпеливо ждет своего следующего часа. Главное, что следует помнить: такой подход в регуляции рынка в равной степени подтягивает средние цены всех направлений искусства, словно двигаясь вверх по спирали, и при этом не допускает спекулятивного «перегрева» отдельных его сегментов.
Ровно то же происходит с рынком российского искусства, становящегося частью мирового контекста: c середины 2000-х мы видели периоды расцвета авангарда, соцреализма, современного искусства, нонконформизма (последние два продолжаются и сегодня. — AI.). Но, стоит такому периоду завершиться, у нас принято бить тревогу: все плохо, рынок безвозвратно ушел. А рынок тем временем заложил очередной круг своей орбиты, чтобы вернуться с новыми ценами, которые по статистике больше разочаруют тех коллекционеров, кто не успел купить, нежели тех, кто не смог продать. Если посмотреть на статистику Юрия Пименова, то на период последней «активности» искусства соцреализма на рынке (2010–2015) приходится 17 продаж работ по цене свыше $100 тыс. До 2010-го в этой ценовой категории было продано всего две таких работы, после 2015-го — семь. Другими словами, даже последние, «кризисные» годы превзошли по количеству проданных дорогих работ художника очень успешный для российской экономики и арт-рынка период 2006–2008.
Интерес к соцреализму со стороны зарубежных коллекционеров (конец 1980-х — середина 1990-х) и понимание его ценности российскими покупателями (начало 2010-х) разделяет 20 лет. Скептики сетуют на то, что Нортон Додж и Рэй Джонсон больше никогда не купят российское искусство — но при этом забывают, по каким смешным ценам оно им доставалось. К тому же главный вклад в развитие рынка они уже внесли — передали свои коллекции музеям (Додж) или создали на их основе собственные (Джонсон). Получается, что российскую живопись музейного качества в недалеком прошлом можно было купить по цене сегодняшней графики — причем графики не самого высокого качества. Однако все равно покупатели поделятся на две группы: на тех, кто будет говорить о невозможности восстановления рынка, и тех, кто молча, но дальновидно, приобретет искусство сегодня. В том числе искусство Юрия Пименова — одного из тех редких мастеров, благодаря которым Запад увидел: советский человек вовсе не лишен эмоций — наоборот, у него живое интересное умное лицо. А вокруг человека — дивный, многогранный и очень красивый мир.
На текущем, 356-м AI Аукционе выставлен эскиз декорации для инсценировки романа Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон». 1971 — очень красивая работа к легендарному спектаклю Театра имени Вл. Маяковского.
* Долгополов И. В. Юрий Пименов // Мастера и шедевры. В трех томах. М.: Искусство, 1988. Том 3. info.wikireading.ru.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201116_Pimenov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201116_Pimenov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.