1882–1934
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Мартыщенко, Митрофан, Павлович
Живописец, график
Из казачьей семьи. Учился в Одесском художественном училище (1898–1903) у К. К. Костанди, затем — в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1903–1911), до 1907 — в мастерской И. Е. Репина, затем — у Ф. А. Рубо. В 1911 получил звание художника за картину «Волы в плугу», однако пенсионерской поездки за границу удостоен не был. Еще в бытность учеником Академии в качестве помощника Рубо участвовал в создании панорам «Оборона Севастополя» (1907) и «Бородинская битва» (1911).
В начале 1910-х взял псевдоним Греков. В 1912 призван на военную службу; во время Первой мировой войны находился на германском фронте; выполнил множество зарисовок. В 1917 демобилизован по болезни. Некоторое время жил в Новочеркасске, где работал учителем.
В 1920 вступил добровольцем в Красную Армию. Служил в Первой Конной армии; руководил кружками изобразительного искусства, рисовал карикатуры, плакаты.
Главной темой станковой живописи Грекова были события Гражданской войны. В своих картина запечатлел боевой путь Первой Конной армии и разгром белогвардейцев: «Бредут», «Корниловцы» (обе — 1919), «Отверженные. Отступление корниловцев» (1922), «В отряд к Буденному (1923), «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой Конной армии» (1934).
С 1925 — член и экспонент АХРР — АХР. Участвовал в выставках «Красная Армия. 1918–1923» (1923), 1-й выставке общества «Союз советских художников» (1931) в Москве. Провел персональную выставку в Новочеркасске (1927).
С 1931 жил в Москве. С конца 1920-х работал над диорамами «Взятие Ростова» (1928; не сохранилась), «Егорлыкский бой (1931, совместно с Г. К. Савицким), «Штурм Перекопа» (1931), «Памятник Первой Конной», «Оборона Царицына» (обе — 1933), панорамой «Перекоп» (1934, не завершена).
В 1935 имя Грекова присвоено студии военных художников.
Греков — один из основоположников советской батальной живописи; в своем творчестве выступал продолжателем традиций В. В. Верещагина и Ф. А. Рубо. Для произведений характерны ясность построения, динамизм композиций, тщательная проработка деталей, стремление к исторической достоверности событий и типов, правдивое воссоздание атмосферы Гражданской войны.
Творчество художника представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других. В Новочеркасске открыт Дом-музей Грекова.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе