Гравер.
В 1726 поступил в гимназию Академии наук. В 1731 вместе с Г. А. Качаловым начал обучаться гравированию у О. Эллигера, а с середины 1730-х — у Х.-А. Вортмана. В 1737 произведен в подмастерья. Принимал участие во всех работах Гравировальной палаты Академии, в том числе в издании альбома «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки, Кунсткамеры etc» (1738) и коронационного альбома Елизаветы Петровны (начало 1740-х).
С начала 1740-х фактически возглавлял Гравировальную Палату. В 1746 после увольнения Вортмана получил звание мастера и официально стал руководить работами Палаты. В 1744 Соколову было поручено выполнить портрет императрицы Елизаветы Петровны по оригиналу Л. Каравакка, который был закончен в 1746, став своего рода образцом для всех последующих изображений императрицы.
С 1735 по 1757 обучал гравированию и рисованию почти всех учеников гравировального дела в Академии наук, в том числе А. А. Грекова, Е. Г. Виноградова, Я. В. Васильева, П. Т. Балабина, Н. Я. Саблина.
Соколов — выдающийся мастер репродукционной гравюры середины XVIII века, представитель так называемого «елизаветинского барокко», оказавший значительное влияние на формирование стиля русской резцовой гравюры. Он работал в самых различных жанрах: создавал портреты, изображения фейерверков, торжественные многофигурные процессии, виньетки, буквицы, географические карты, видовые гравюры.
Художественное наследие Соколова достаточно велико. Среди лучших произведений мастера — портреты великого князя Петра Федоровича с оригинала Г. Х. Гроота и Елизаветы Петровны по Каравакку, изображения церемониальных шествий из коронационного альбома Елизаветы Петровны. Он гравировал либо исключительно резцом, либо резцом по офортной подготовке, в моделировках лица и рук часто использовал пунктирную технику.
Тиражи некоторых гравюр Соколова были довольно велики. Так, портрет Елизаветы Петровны был сразу же изготовлен тиражом в 1000 экземпляров, затем неоднократно допечатывался (встречаются оттиски XIX века). Некоторые гравюры, напротив, представляют настоящую коллекционную редкость. Например, портрет Э. И. Бирона по Каравакку существует лишь в двух экземплярах, а портрет великой княгини Екатерины Алексеевны по Г. Х. Грооту и вовсе известен в единственном пробном экземпляре. Все это в значительной степени усложняет систему оценки работ Соколова, в которой огромную роль играет не только художественный уровень, но также качество оттиска, время его изготовления, редкость конкретной гравюры.
Произведения Соколова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Историческом музее, Национальной российской библиотеке, Государственном Эрмитаже и других.
Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе