1881–1963
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график
Родился в купеческой семье. Учился в МУЖВЗ (1903–1915) у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, К. А. Коровина, В. А. Серова сначала на живописном отделении, с 1910 — на архитектурном. С 1909 — участник выставок (ученическая МУЖВЗ). В 1915 окончил учебу, получив дипломы художника 1-й степени и архитектора.
В том же году был призван на военную службу. После демобилизации в 1918 жил в Козлове. Участвовал в оформлении города к революционным праздникам, выполнил ряд панно для фронтовых красноармейских организаций. Работал декоратором в местном театре. Экспонировал свои работы на выставке общества «Свободное творчество» (1918) в Москве.
В 1925 поселился в Москве. Вступил в АХРР, став одним из наиболее деятельных членов Ассоциации. Писал пейзажи, портреты, картины историко-революционной тематики. В 1920-х выполнил ряд работ, посвященных командирам Красной Армии и несколько портретов В. И. Ленина.
С 1932 — член СХ СССР; входил в состав правления, в 1938–1940 — председатель правления МОСХ, в 1939–1954 — председатель оргкомитета Союза художников.
В 1930-х выполнил ряд портретов И. В. Сталина: «Выступление И. В. Сталина на XVI съезде ВКП(б)» (1933), «Сталин среди командиров 1-й Конной армии» (1936), «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938), «И. В. Сталин и А. М. Горький в Горках» (1939). Создал также портреты балерины О. В. Лепешинской, актрисы А. К. Тарасовой, артиста И. М. Москвина, полярника И. Д. Папанова и другие.
В 1934 совершил творческую поездку по городам Западной Европы, побывал в Берлине, Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Стамбуле, Париже, выполнил множество акварельных этюдов и зарисовок.
Принимал участие во многих групповых выставках в СССР и за рубежом: АХРР — АХР (1926–1930), Выставке художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции (1928), Первой передвижной выставки живописи и графики (1929), выставках «Социалистическое строительство в Советском искусстве» (1930), отчетных работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931) в Москве, юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Москве и Ленинграде (1932–1934), передвижной выставке советского искусства в Японии (1926–1927), художественно-промышленной выставке в Кельне (1929) и других. Был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже (1937) за картину «Первая конная армия», а также бронзовой медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1958) за портрет Ф. А. Гедике и «Групповой портрет старейших советских художников — И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова». В 1936 провел отчетную персональную выставку в Москве.
В начале Великой Отечественной войны ненадолго эвакуирован на юг страны; в 1942 вернулся в Москву. В 1943 первым из советских художников был удостоен звания народного художника СССР. Четырежды награждался Сталинской премией: в 1941 — за картину «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938), в 1943 — за картину «Гимн Октябрю (торжественное заседание партийной общественности Москвы)» (1942), в 1946 — за «Групповой портрет старейших советских художников» (1944), в 1949 — за картину «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова» (1948). В 1951 получил ученую степень доктора искусствоведения. Награжден орденами В. И. Ленина и Трудового Красного знамени.
В 1947–1952 работал над иллюстрациями к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». В начале 1950-х совершил творческую поездку по Индии, Египту, Китаю. В 1949–1960 руководил творческой мастерской Академии художеств СССР, многие живописные полотна этого времени («Великая клятва», 1950–1951) выполнялись коллективно.
В 1947 – 1957 занимал пост президента Академии художеств СССР. На этом посту, с одной стороны, проделал большую работу по совершенствованию структуры Академии, с другой — боролся с инакомыслием в искусстве. Был в числе инициаторов закрытия Музея нового западного искусства в Москве в 1946.
После ХХ съезда КПСС (1956) попал в опалу и был отстранен от должности. В конце 1950-х — начале 1960-х в выставочной и общественной деятельности почти не участвовал. В поздний период создавал преимущественно пейзажи и натюрморты.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Автор мемуаров «Жизнь художника» (М., 1963).
Герасимов — один из наиболее значительных представителей советского искусства, чьи произведения стали образцами «официального» стиля сталинской эпохи. В раннем творчестве (1910-е) тяготел к «легкой» импрессионистической живописи в традициях мастеров Союза русских художников, с сочным колоритом, этюдной манерой письма широким фактурным мазком. С середины 1920-х работал преимущественно по государственным заказам, создавая произведения в строго реалистическом ключе. Для них характерны идеологическая выдержанность, ясность композиционного построения, тщательная проработка деталей, «гладкая» живопись. Выступал критиком формализма, отстаивая принципы «высокого идейного искусства». Вместе с тем в 1930–40-х и особенно в 1950-х — начале 1960-х создавал пейзажи и натюрморты в свободной живописной манере, близкой ранним произведениям.
Творчество Герасимова представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Государственном музее современной истории России, Национальном художественном музее республики Беларусь в Минске, ряде региональных музеев. В Мичуринске (бывш. Козлов) действует Дом-музей Герасимова.
Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе