1902–1947
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, сценограф.
Родился в семье американского ученого-технолога В. Р. Вильямса, принявшего в 1896 русское подданство. С 1909 посещал частную школу-студию В. Н. Мешкова. В 1918 поступил на медицинский факультет Московского университета. В том же году оставил его, чтобы целиком посвятить себя искусству. В 1918–1924 учился во Вторых Государственных свободных художественных мастерских (созданы на базе МУЖВиЗ), затем — во ВХУТЕМАСе у К. А. Коровина, И. И. Машкова, Д. П. Штеренберга, П. П. Кончаловского, В. В. Кандинского, А. В. Шевченко. В 1922 участвовал в создании экспериментального Музея живописной культуры, в 1922–1923 занимал пост директора Музея.
В 1924 вошел в группу «Конкретивисты». В 1925 стал одним из основателей и активных участников Общества художников-станковистов (ОСТ), которое в своем уставе провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине». В Общество, помимо Вильямса, вошли также А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Д. Гончаров, А. А. Лабас, Д. П. Штеренберг, Н. Ф. Денисовский и другие. После распада ОСТа в 1931, вошел в творческое объединение «Изобригада», члены которого выдвинули принцип «политического реализма».
С 1929 начал работать как театральный художник. Оформил спектакли «Реклама» М. Уоткинса (1930), «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу (1934), «Тартюф» Ж.-Б. Мольера (1939), «Последние дни (Пушкин) «М. А Булгакова (1943) во МХАТ, «Травиата» Дж. Верди (1934), «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини (1935) в Музыкальном театре им. В. И. Немировича-Данченко, «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова (1940), «Дон-Кихот» по М. Сервантесу в Театре им. Е. Б. Вахтангова (1941).
С 1937 работал художником в Большом театре, с 1941 — главный художник Большого театра. Создал костюмы и декорации к операм «Поднятая целина» И. И. Дзержинского (1937), «Иван Сусанин» М. И. Глинки (1939), «Валькирия» Р. Вагнера (1940), «Травиата» Верди, «Севильский цирюльник» Дж. Россини (обе — 1942), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1944), балетам «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева (1938), «Лебединое озеро» Чайковского (1941), Алые паруса» В. М. Юровского (1942) и другим. Трижды был награжден Государственной премией СССР: в 1943 за оформление оперы «Вильгельм Телль» Россини, в 1946 и 1947 за балеты Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта» (все — в Большом театре).
В 1944 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1946–1947 преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства, профессор.
Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Вильямс — один из ведущих мастеров советского искусства первой половины ХХ века. В творчестве художника 1920-х в полной мере воплотились идеи и художественные принципы ОСТа, для его работ этого времени характерны монументальность композиций, экспрессивность письма, динамичный ритм, любовь к резким ракурсам, подчеркнутая предметность, яркость, контрастность цветовых решений («Портрет В. Э. Мейерхольда, 1925; «Акробатка», 1926; «Человек в лодке», 1927).
В 1930-х сосредоточился на театрально-декорационном искусстве. В первое время в театральных работах Вильямса преобладали живописные тенденции, ярко и динамично дополнявшие сценическое действо. В конце 1930-х стиль художника изменился, на смену экспериментам конца 1920-х — начала 1930-х пришли классические архитектурные декорации с портальным обрамлением.
Произведения Вильямса находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе