Метод

1922–1925, Москва

Члены: П. В. Вильямс, З. П. Комиссаренко, А. А. Лабас, С. А. Лучишкин, С. Б. Никритин, М. М. Плаксин, К. Н. Редько, Н. А. Тряскин, А. Г. Тышлер.

Выставки: 1922 (Москва), 1-я Дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства (1924, Москва).

Группа художников-конструктивистов; объединила старшекурсников Вхутемаса, увлеченных формальными исканиями в духе абстрактного искусства. Окончательный состав сформировался в 1922.

Руководителем и идейным вдохновителем группы был С. Б. Никритин, который сформулировал платформу «проекционизма», универсальную для всех видов творчества. Согласно этой платформе, художник не является производителем вещей быта и искусства, а только создателем их проекций, то есть концепций, замыслов, методов, на основании которых вещи будут производиться для массового потребления. Декларация группы гласила: «1, 2, 100 художников не организуют окружающего — только индустриальное производство — его организация. Художник — это изобретатель новых СИСТЕМ, объективно значащих вещей и работы. Живопись и объемные сооружения — есть наиубедительнейшее средство выражения (ПРОЕКЦИЙ) МЕТОДА — организации материалов. Искусством заниматься нужно и весьма вовремя. Художник не производитель вещей потребления (шкаф, картина), а (ПРОЕКЦИЙ) МЕТОДА — организации материалов. Миллионы производителей будут делать нормализованные вещи быта. Искусство есть наука об объективной системе организации материалов. Всякая организация осуществляется через МЕТОД».

Группа провозгласила себя последователями В. Е. Татлина, вместе с тем полемизировала с А. М. Ганом, выступавшим за полный отказ от художественного начала в проектировании. Члены группы занимались абстрактной и полуфигуративной живописью, проектами универсального театрального станка и так далее.

В 1922 проекционисты провели выставку в Музее живописной культуры (Москва, ул. Поварская, 52). О выставке благожелательно отозвался Я. Тугендхольд, оценивший стремление художников к углубленной разработке формальных задач: «… это уже маленький шаг вперед из четырех стен лаборатории наружу, к плоти и крови живого мира. Шаг вперед от односторонности чисто красочного супрематизма Малевича и бесцветного конструктивизма Татлина».

В мае 1924 группа участвовала в 1-й Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (Москва, ул. Тверская, 54), где помимо сюжетных и абстрактных работ были представлены аналитические схемы с фотографиями, чертежами и текстом, призванными объяснить новый метод. Вместе с тем С. Б. Никритин выставил реалистический «Портрет Л. Я. Резникова» с надписью «выставляю как показатель своего профессионального мастерства, от которого отказываюсь, считая его реакционным».

Художники группы сотрудничали с «Проекционным театром», созданным по инициативе С. Б. Никритина и С. А. Лучишкина (в 1923–1932 — режиссер театра). В экспериментальном порядке они пытались создать новый тип театрального представления. На фоне динамических конструкций, изменявших по ходу действия свою структуру, исполнители при помощи пластических движений и односложных фраз импровизировали, разыгрывая предложенную им эмоциональную программу. Ни постоянного текста, ни событийно-игрового сюжета в этих спектаклях не было: авторы искали прямые параллели между человеческими чувствами и их внешним выражением. Среди заметных постановок — «Трагедия А.О.У.» (1923, Дом печати) в оформлении Н. А. Тряскина.

В 1925 члены группы, за исключением С. Б. Никритина и К. Н. Редько, вошли в Общество станковистов.

  • 02.05.2022 Анастасия Глебова: «Я отвечаю за красоту» Анастасия Глебова — сценограф, живописец, режиссер, главный художник Театра Российской Армии. Она работает со многими постановщиками, экспонируется, учится, познает новое, меняется и хранит традиции
  • 25.04.2022 Открыт 113-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Сергея Бордачёва, Галины Быстрицкой, Дмитрия Воронина, Алексея Гинтовта, Димы Горячкина, Дениса Егельского, Николая Жатова, Натальи Захаровой, Игоря Кислицына, Бориса Марковникова, Владимира Мартиросова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили)
  • 18.04.2022 Открыт 112-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Рубена Апресяна, Алексея Барвенко, Андрея Бисти, Тимофея Бычкова, Анатолия Горяинова, Владимира Грига, Дубосарского и Виноградова, Германа Егошина, Александра Захарова, Евгения Зевина, Игоря Кислицына, Александра Савко, Елены Щепетовой
  • 11.04.2022 Открыт 111-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Ивана Акимова, Анелии Алиповой, Нисо Атахановой, Константина Батынкова, Инны Бельтюковой, Марины Венедиктовой, Михаила Дронова, Юлии Картошкиной, Александра Кацалапа, Андрея Орлова, Андрея (Дюди) Сарабьянова, Игоря Снегура, Елены Фокиной
  • 04.04.2022 Открыт 110-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Дмитрия Воронина, Сергея Кривцова, Александра Курилова, Сергея Максютина, Бориса Марковникова, Андрея Марца, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Валерия Мишина, Андрея Мунца, Анатолия Пурлика, Леонида Ракова, Натальи Турновой
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх