Метод
1922–1925, Москва
Члены: П. В. Вильямс, З. П. Комиссаренко, А. А. Лабас, С. А. Лучишкин, С. Б. Никритин, М. М. Плаксин, К. Н. Редько, Н. А. Тряскин, А. Г. Тышлер.
Выставки: 1922 (Москва), 1-я Дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства (1924, Москва).
Группа художников-конструктивистов; объединила старшекурсников Вхутемаса, увлеченных формальными исканиями в духе абстрактного искусства. Окончательный состав сформировался в 1922.
Руководителем и идейным вдохновителем группы был С. Б. Никритин, который сформулировал платформу «проекционизма», универсальную для всех видов творчества. Согласно этой платформе, художник не является производителем вещей быта и искусства, а только создателем их проекций, то есть концепций, замыслов, методов, на основании которых вещи будут производиться для массового потребления. Декларация группы гласила: «1, 2, 100 художников не организуют окружающего — только индустриальное производство — его организация. Художник — это изобретатель новых СИСТЕМ, объективно значащих вещей и работы. Живопись и объемные сооружения — есть наиубедительнейшее средство выражения (ПРОЕКЦИЙ) МЕТОДА — организации материалов. Искусством заниматься нужно и весьма вовремя. Художник не производитель вещей потребления (шкаф, картина), а (ПРОЕКЦИЙ) МЕТОДА — организации материалов. Миллионы производителей будут делать нормализованные вещи быта. Искусство есть наука об объективной системе организации материалов. Всякая организация осуществляется через МЕТОД».
Группа провозгласила себя последователями В. Е. Татлина, вместе с тем полемизировала с А. М. Ганом, выступавшим за полный отказ от художественного начала в проектировании. Члены группы занимались абстрактной и полуфигуративной живописью, проектами универсального театрального станка и так далее.
В 1922 проекционисты провели выставку в Музее живописной культуры (Москва, ул. Поварская, 52). О выставке благожелательно отозвался Я. Тугендхольд, оценивший стремление художников к углубленной разработке формальных задач: «… это уже маленький шаг вперед из четырех стен лаборатории наружу, к плоти и крови живого мира. Шаг вперед от односторонности чисто красочного супрематизма Малевича и бесцветного конструктивизма Татлина».
В мае 1924 группа участвовала в 1-й Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (Москва, ул. Тверская, 54), где помимо сюжетных и абстрактных работ были представлены аналитические схемы с фотографиями, чертежами и текстом, призванными объяснить новый метод. Вместе с тем С. Б. Никритин выставил реалистический «Портрет Л. Я. Резникова» с надписью «выставляю как показатель своего профессионального мастерства, от которого отказываюсь, считая его реакционным».
Художники группы сотрудничали с «Проекционным театром», созданным по инициативе С. Б. Никритина и С. А. Лучишкина (в 1923–1932 — режиссер театра). В экспериментальном порядке они пытались создать новый тип театрального представления. На фоне динамических конструкций, изменявших по ходу действия свою структуру, исполнители при помощи пластических движений и односложных фраз импровизировали, разыгрывая предложенную им эмоциональную программу. Ни постоянного текста, ни событийно-игрового сюжета в этих спектаклях не было: авторы искали прямые параллели между человеческими чувствами и их внешним выражением. Среди заметных постановок — «Трагедия А.О.У.» (1923, Дом печати) в оформлении Н. А. Тряскина.
В 1925 члены группы, за исключением С. Б. Никритина и К. Н. Редько, вошли в Общество станковистов.