1898–1980
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, сценограф, скульптор
Родился в семье столяра-краснодеревщика. В 1912–1917 учился в Киевском художественном училище. В 1917–1918 посещал также студию А. А. Экстер в Киеве. В это время сблизился с Б. С. Аронсоном, И. М. Рабиновичем, Н. А. Шифриным, С. К. Вишневецкой.
В годы гражданской войны служил в рядах Красной Армии. Организовал в Мелитополе «Окна РОСТА», оформлял революционные праздники и агитпоезда. В 1921 переехал в Москву, где продолжил художественное образование во ВХУТЕМАСе у В. А. Фаворского. Сотрудничал с Центральным институтом труда.
Начал работать в абстрактной манере. В 1922 стал одним из основателей группы художников-проекционистов «Электроорганизм», которую возглавил К. Н. Редько. Познакомился с Э. Г. Багрицким, О. Э. Мандельштамом, В. М. Инбер, В. В. Маяковским, П. В. Митуричем, С. А. Есениным и другими ведущими деятелями культуры. В 1925 стал одним из ведущих мастеров ОСТа, поддерживал главное направление общества — фигуративную эстетику. Принимал участие во многих групповых выставках в Советском Союзе и за рубежом, в частности в венецианской биеннале 1928. В 1930-х художник неоднократно подвергался нападкам за «формализм».
Испытывая все большие экспозиционные затруднения, Тышлер нашел творческий выход в искусстве сценографии, создав в этой области целый ряд шедевров. В 1927 он оформил постановку пьесы «Овечий источник» Лопе де Вега на сцене Минского театра. В дальнейшем сотрудничал с Государственным Большим драматическим театром им. М. Горького в Ленинграде, выполнив костюмы и декорации к спектаклю «Ричард III» по У. Шекспиру (1935), Государственным еврейским театром С. М. Михоэлса, создав оформление постановок «Король Лир» У. Шекспира (1935) и «Фрейлехс» З. Шнеера (1945), Государственным академическим театром драмы им. А. С. Пушкина в Ленинграде, где работал над сценографией спектакля «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (1951) и многих других. За оформление «Фрейлехс» Тышлер был удостоен Государственной премии СССР. В 1941–1949 он занимал должность главного художника Государственного еврейского театра.
Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ташкент, в 1943 удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР». В 1950–60-х обратился к деревянной скульптуре. Создал обширные живописные и графические циклы: «Кариатиды» (1964), «Кукольный театр» (1964–1967), «Фашизм» (1966–1968), «Маскарад», «Балаганчик», «Сказочный город», «Клоуны», «Океаниды» (все — 1960-е — 1970-е). Нередко работа над серией, начатая еще в 1920-х — 1930-х, продолжалась на протяжении нескольких десятилетий, таковы циклы «Гражданская война» (1922–1955), «Махновщина» (1922–1965), «Соседи моего детства» (1930–1968), «Цыгане» (1931–1964).
Персональные выставки Тышлера, где демонстрировались его новые работы, прошли в 1964, 1969 и 1974 в залах МОСХа на улице Вавилова в Москве. В 1966 в ГМИИ им. А. С. Пушкина была организована обширная ретроспектива произведений художника, вызвавшая настоящий ажиотаж у зрителя.
Тышлер — один из наиболее самобытных мастеров советского искусства. Собственный легко узнаваемый стиль его произведений, сочетавший лирическую экспрессию и сюрреальный гротеск, сформировался в середине 1920-х и не менялся до конца жизни. Художник многократно варьировал одни и те же причудливые фантасмагорические образы, часто перефразируя традиционные театральные персонажи, «маски», сказочных героев. Его работы наполнены аллегориями, поэтическими метафорами и мистической символикой.
Тышлера сложно отнести к какому-либо направлению в искусстве ХХ столетия. Он был в числе немногих мастеров, не примкнувших к социалистическому реализму. Работая в театре с 1930-х, мастер вплоть до «оттепели» почти не показывал своих станковых работ публично, благодаря чему пользовался большим авторитетом среди молодых художников и оказал значительно влияние на развитие «неофициального искусства» 1960-х — 1970-х.
Творческое наследие Тышлера достаточно велико. Его произведения находятся во многих частных и музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе