Художник недели: Александр Тышлер
История, ценовые и маркетинговые показатели авангардиста и модерниста, участника Общества станковистов и выдающегося театрального художника Александра Тышлера
Годы жизни: 1898–1980
Направление: модернизм
Вид искусства: живопись, графика, сценография
Жизнь и творчество
Предтеча искусства нонконформизма и один из самых ярких и самобытных представителей русского искусства XX века, Александр Григорьевич Тышлер, родился 14 (26) июля 1898 года в городе Мелитополь Таврической губернии Российской империи (ныне – территория Украины), в семье потомственного столяра. О ремесле, передававшемся из поколения в поколение, говорит и его фамилия: слово «тышлер» на идише обозначает «столяр».
Росший в окружении русских, украинских и еврейских ремесленников, восьмой, младший ребенок в семье, Александр Тышлер не имел возможности приблизиться к искусству в раннем детстве: максимально близким к творчеству занятием его юности было раскрашивание колес и стенок бричек в компании соседей-маляров. Но и этого занятия хватило для того, чтобы семья заметила склонность к художественному ремеслу у младшего сына: в 1912 году старшая сестра художника Тамара привезла 14-летнего Александра в Киев, где его определили на учебу в местное художественное училище, а его учителями становятся А. Франковская, Н. Струнников, В. Кричевский, К. Монастырский. В 1917 году, окончив училище и желая продолжать учебу, Александр Тышлер начал заниматься в художественной студии «амазонки авангарда» Александры Экстер. Занятия у Экстер продолжались до 1918 года, но своего развития не получили: в жизнь художника вмешалась Гражданская война.
В 1919 году Александр Тышлер добровольцем вступил в ряды РККА. Служба молодого художника проходила на Южном фронте, в отряде особого назначения при особом отделе 12-й армии. Несмотря на то, что отряд Тышлера был среди сил наступления, художник вспоминал, что лично он в боях не участвовал, а «делал плакаты, оформлял агитпоезда, спектакли». Помимо службы в армии, в 1918–1920 годах Тышлер, под псевдонимом Джин-Джих-Швиль (девичья фамилия его матери), был активным членом Лиги еврейской культуры (Култур-лиге), участвовал в организованной ею 1-й Еврейской художественной выставке (1920).
После демобилизации в 1920 году Тышлер вернулся в Мелитополь, где совместно с писателем Максом Поляновским на общественных началах организовал выпуск «Окон РОСТА»: «Макс писал стихи, я рисовал». За работу над плакатами авторам не платили, поэтому на жизнь приходилось зарабатывать работой в малярной мастерской: «На больших фанерах мы писали портреты В.И. Ленина. Я очень здорово научился писать такие портреты. Писали масляными красками… я писал, выручая мастеров: им надо было 3–4 дня на фанеру, а я за один день успевал написать. Спрос был большой, все деревни покупали. А я потом масляными красками на фанере написал Толстого, Достоевского, Тургенева и Шевченко – …это мне заказали для школ». Такая жизнь с «зарабатыванием на суп из воблы» продолжалась год, а потом Тышлер узнал, что один из его киевских знакомых уезжает жить за границу и может уступить ему квартиру в Москве. Художник не смог упустить этот шанс и в 1921 году он переехал в Москву, где поступил во ВХУТЕМАС, в мастерскую Владимира Фаворского. С этого начинается становление уникального, самобытного художественного языка Тышлера.
До 1924 года Александр Тышлер был увлечен беспредметным искусством, исследуя в своем творчестве идеи и художественные приемы авангарда. В 1922 году он даже стал одним из основателей группы художников-проекционистов «Электроорганизм», которую возглавил Климент Редько. В это время Тышлер познакомился с Э. Багрицким, О. Мандельштамом, В. Инбер, В. Маяковским, П. Митуричем, С. Есениным и другими ведущими деятелями культуры, с некоторыми из которых годы и десятилетия спустя его связывала крепкая дружба.
В 1925 году направление развития творчества художника изменилось – от абстракции он перешел с фигуративному, станковому искусству и вступил в ряды легендарного Общества художников-станковистов (ОСТ), в составе которого участвовал во множестве выставок до начала 1930-х годов. Однако уже к концу 1920-х годов становится понятно, что карьера Тышлера как художника-станковиста легкой не будет: его, как и многих авторов его круга, всё чаще обвиняли в формализме.
В 1933 году о работах Тышлера, выставлявшихся на большой юбилейной выставке «Художники РСФСР за 15 лет», официальная критика отзывалась так: «...Он [Тышлер] на редкость однообразен. У него два свойства: он – головной визионер, во-первых, и тонкий живописец, во-вторых. Второго себя он ставит на службу первому... Тышлер – своего рода сектант «дырмоляй»: он молится дырке, в которой никто, кроме него самого, ничего не видит». В этой ситуации вполне закономерным стал отход художника от станкового творчества в пользу искусства театрального, оформительского.
Толчком к развитию этой сферы его деятельности стало знакомство и близкая дружба с театральными и поэтическими кругами, в которые он вошел в начале 1920-х годов. Так, в середине 1920-х годов, среди его проектов была работа над букварями на языках, не имевших до революции письменности, – калмыцком, мордовском, татарском, идише; а также иллюстрации к произведениям А. Мариенгофа (1926), С. Есенина (1927), В. Маяковского (1931). Он создал серию рисунков к фильму Г.Л. Рошаля «Зори Парижа» (1937).
Начиная с 1927 года, Тышлер также стал активно сотрудничать в качестве художника-оформителя со многими театрами Москвы, Минска, Харькова и Ленинграда. Он работал с лучшими руководителями театров своего времени, в том числе с Мейерхольдом и Михоэлсом. За свою карьеру Тышлер оформил более 100 постановок, создав почти для каждой из них самостоятельную серию работ.
В 1941 году, с началом войны, Тышлер в качестве главного художника Государственного еврейского театра (он занимал эту должность до 1949 года) был эвакуирован в Ташкент, где работал в узбекских театрах, занимался живописью, графикой, участвовал в выставках. В 1943 году Александр Тышлер получил звание «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР» за работу над оформлением спектаклей в Узбекском театре драмы им. Хамзы. В Ташкенте помимо театральных эскизов художник создал целую серию графических и живописных работ. Среди позировавших ему людей была, например, и Анна Ахматова, вспоминавшая потом, что она знала только двух художников, понимавших поэзию: Модильяни и Тышлера. В 1946 году Тышлер получил Сталинскую премию за оформление спектакля «Фрейлехс» З. Шнеера в МГОСЕТ. После войны и возвращения из эвакуации Тышлер продолжил активное сотрудничество с ведущими театрами Москвы и Ленинграда.
Несмотря на взлет карьеры театрального художника и всеобщее признание, его станковая живопись и графика по-прежнему считались не подходящими для экспонирования. В послевоенные годы художник перешел от экспрессивных, стремящихся к абстракции и несущих в себе отголоски идей авангарда вещей 1930-х и 1940-х годов к более структурированным, выстроенным, композиционно и стилистически строгим произведениям 1950-х и 1960-х годов.
Удивительно, но факт – знаменитый женский образ с фантастическими конструкциями на голове в трактовке самого автора не имел под собой изначально никакого метафорического контекста. Любимый Тышлером мотив, ставший своеобразной визитной карточкой его авторского стиля, был ни чем иным, как переработанным воспоминанием из далекого мелитопольского прошлого художника: «Я вырос на юге, у нас всё на головах носили, всё, буквально всё – бублики, пирожки, лимонад, так что эти воспоминания имеют большое значение… Литературщины здесь нет никакой, это архитектурная композиция, чисто образная вещь… У меня вещи изображены совершенно реально, а соединение их с человеком – фантастично. Я люблю рисовать и писать людей, особенно женщин. Я изображаю их в необычных связях и ситуациях, вне законов перспективы. Казалось бы, человек меньше, чем дом, а в моих работах женщина может нести на голове дом или целый город».
В 1950-х и 1960-х годах знаменитые женские образы Тышлера «вышагивают» из двумерного пространства бумаги или холста и превращаются в трехмерных «Дриад» – серию резной деревянной скульптуры, над которой художник работал на своей даче в подмосковной Верее. В поздний период своего творчества Александр Тышлер вернулся к композиционным и сюжетным находкам своих ранних работ и зачастую повторял или создавал варианты уже найденных когда-то образов.
В одном из интервью Илья Эренбург, отвечая на вопрос о художнике, дал такую характеристику его творчеству: «Тышлер часто менял технику, но не сущность формы. Что бы он ни делал – декорации для театра, станковую живопись, рисунки или скульптуру из дерева, – он продолжал рассказ о жестокости и детскости, о счастье увидеть мир иным, чем его видят стилизаторы, пошляки и мещане от искусства. Тышлер рассказывал о приснившихся ему красавицах, у которых на голове не шляпы, а свечи, скворешники или даже самовары и целые города. Тем и реалистична сказка, что она может устроить чаепитие в космосе и превратить похищение быком Европы в веселую поездку. «Крылатому» все можно».
Эту сказку художник продолжал творить до конца своих дней. Александр Григорьевич Тышлер скончался в Москве 23 июня 1980 года.
Первое международное признание Александра Тышлера состоялось на 16-й Венецианской биеннале в 1928 году в рамках выставки в павильоне СССР. В 1992 году в нью-йоркском музее Соломона Р. Гуггенхайма работы Тышлера были экспонированы в рамках группового проекта «Великая утопия» (The Great Utopia: the Russian and Soviet Avant-Garde, 1915–1932). В 2013 году работы художника были включены в международную выставку Городского музея Амстердама, представившую произведения из коллекций Николая Харджиева и Георгия Костаки (Kazimir Malevich and the Russian Avant-Garde: Featuring Selections from the Khardzhiev and Costakis Collections). Последняя на сегодня международная выставка состоялась в 2018 году в Мангеймском кунстхалле (Constructing the World: Art and Economy 1919–1939 аnd 2008–2018). В 2019 году в Государственном Русском Музее (Санкт-Петербург) прошла большая персональная выставка художника «Театр в станковых картинах».
Работы Александра Тышлера находятся в постоянных экспозициях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, значительных частных собраниях в России и за рубежом.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Александра Тышлера входит живопись, созданная в 1960-х – 1970-х годах и проданная за пределами России в 2000-х годах. Третий по стоимости результат был достигнут в 2003 году: картина «Театр-женщина» (1971, холст, масло) была продана на Sotheby’s в Лондоне за $142 649. Две другие рекордные продажи произошли в ходе одних торгов на мюнхенском Hampel в 2008 году: второй по стоимости стала «Девушка с цветами» (1966, холст, масло) – $235 905. Самая дорогая работа была продана за $298 813 – «Канделябр» (1977, холст, масло).
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 266 раз были выведены на аукционные торги, из них графика – 156 работ, живопись – 94 работы, тиражная продукция – 7 работ, смешанная техника – 7 работ, скульптура – 2 работы. Средняя стоимость проданных работ – $18,3 тыс. Общая капитализация на публичном рынке – $2,59 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 141 к 125 (53 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1986–2010 | 85 | 48 | 56 | 37 |
2011–2015 | 95 | 40 | 42 | 55 |
2016–2020 | 86 | 53 | 62 | 33 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 138 | 74 | 54 | 64 |
Великобритания | 57 | 28 | 49 | 29 |
США | 28 | 18 | 64 | 10 |
Германия | 17 | 10 | 59 | 7 |
Франция | 14 | 4 | 29 | 10 |
Бельгия | 3 | 1 | 33 | 2 |
Израиль | 3 | 1 | 33 | 2 |
Канада | 2 | 2 | 100 | 0 |
Дания | 1 | 1 | 100 | 0 |
Украина | 1 | 1 | 100 | 0 |
Чехия | 1 | 0 | 0 | 1 |
Швеция | 1 | 1 | 100 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Хаким. Эскиз театрального костюма для постановки спектакля К. Давидовского «Солнечная сторона» | 2013 | 5 735 | 2018 | 954 | 5 | Литфонд, Москва | –4 781 | –16.7 |
2 | Портрет А.А. Ахматовой | 2014 | 2 546 | 2019 | 988 | 5 | Литфонд, Москва | –1 558 | –12.2 |
3 | Похищение | 2012 | 41 058 | 2019 | 13 669 | 7 | Sotheby's, Лондон | –27 389 | –9.5 |
4 | Фантастические персонажи на оранжевом фоне | 2008 | 3 393 | 2017 | 944 | 9 | Historia Auktionshaus, Берлин | –2 449 | –8.0 |
5 | Вид Петербурга с крыши | 2010 | 20 040 | 2020 | 10 000 | 10 | Совком, Москва | –10 040 | –5.0 |
6 | Девочка с натюрмортом № 2 | 2006 | 47 189 | 2014 | 35 931 | 8 | MacDougall's, Лондон | –11 258 | –3.0 |
7 | Вид Петербурга с крыши | 2009 | 19 196 | 2010 | 20 040 | 1 | Совком, Москва | 844 | 4.4 |
8 | Девочка с натюрмортом № 2 | 2002 | 37 580 | 2006 | 47 189 | 4 | Sotheby's, Лондон | 9 609 | 6.4 |
9 | Верея. Летний день | 2005 | 13 517 | 2005 | 21 060 | 1 | Гелос, Москва | 7 543 | 55.8 |
10 | Сюрреалистический ангел | 2003 | 21 301 | 2006 | 82 989 | 3 | MacDougall's, Лондон | 61 688 | 96.5 |
Работы Александра Тышлера имеют 10 повторных продаж и положительный среднегодовой темп роста стоимости (CAGR) – 10,9%. Обращает внимание, что последующие попытки продать работы художника, ранее приобретенные в 2006–2010 годах (на фоне «перегретого» рынка русского авангарда), оказались неудачными для владельцев. Однако, индекс ARTIMX от ARTinvestment.RU показывает положительную ценовую динамику работ художника в отдельных сегментах – скажем, средняя стоимость графики Тышлера выросла с 2005 по 2020 год на 77%. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 157 % – другими словами, продавцы в среднем получили сумму на 57% больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 33% продаж.
За 10 с лишним лет с начала активизации русского авангарда в международном выставочном и аукционном поле рынок русских художников того периода пережил и рекордные продажи, и громкие скандалы, признание зарубежных критиков и коллекционеров, успех и разочарования. Волна интереса к искусству русских авангардистов и модернистов к середине 2010-х по законам рынка сместилась в сторону соцреализа, затем – современного искусства. Судя по летним лондонским торгам, сегодня в моду возвращается русское реалистическое искусство, на очереди снова будет авангард. Для тех, кто хочет занять места в зале заранее, покупка работ Александра Тышлера сегодня может стать очень доступным входным билетом в самый центр зала.
На текущем, 341-м AI Аукционе выставлена скульптурная композиция «Дриада» 1976 года.
Источники: eleven.co.il, lechaim.ru, old.lechaim.ru, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200803_tyshler_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200803_tyshler_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.