Art Investment

БИОГРАФИЯ

ЛУЧИШКИН Сергей Алексеевич

30 мая (12 июня) 1902 (Москва) — 27 ноября 1989 (Москва)

Живописец, график, сценограф, режиссер

Из купеческой семьи. Учился во 2-м Московском реальном училище (1913–1919), посещал вечерние курсы декламации и режиссуры (1917–1923, с 1919 — Государственный институт слова); окончил с квалификацией режиссера. Первоначальное художественное образование получил в частной студии В. Н. Мешкова (1914). Учился в Государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе (1919–1924) сперва у А. Е. Архипова, затем — Л. С. Поповой, Н. А. Удальцовой, А. А. Экстер, А. Д. Древина.

Жил в Москве. В 1923–1929 руководил студией «Проекционный театр»; участвовал в постановках студии «Трагедия АОУ» (1923), «Заговор дураков» по пьесе А. Б. Мариенгофа (1924).

По воспоминаниям художника, в 1924 вместе с С. Б. Никритиным создал венок-конструкцию, который возложил на гроб В. И. Ленина в Колонном зале Дома Союзов.

В 1927–1930 — главный художник при Отделе культуры МОСПС; в качестве режиссера и координатора занимался организацией театрализованных митингов и праздничным оформлением городов Московской области. Режиссер-постановщик торжественного вечера в Большом театре, посвященного революции 1905 года (1930). В 1930–1932 — художественный руководитель и режиссер Театра малых форм московского Пролеткульта, после его реорганизации в 1932 оставил режиссерскую деятельность и полностью сосредоточился на живописи.

В ранние годы, примыкая к группе «проекционистов», создавал концептуальные работы — таблицы и графики, так называемые «проекции идей», призванные заменить традиционное произведение. С середины 1920-х обратился к станковой живописи и графике; писал тематические картины, пейзажи, портреты. Автор живописных произведений: «Координаты живописной поверхности» (1924), «Я очень люблю жизнь» (1924–1926), «Шар улетел» (1926), «Праздник книги (Тверской бульвар)» (1927), «Вытянув шею, сторожит колхозную ночь» (1930), «День Конституции. Спартакиада народов СССР» (1932), «Мальчик с бабочкой» (1933), «Прыжок с трамплина» (1962), «Лыжная прогулка» (1964); серии рисунков «Лыжники» (1926) и других.

В 1925–1927 работал художником в газете «Пионерская правда». Летом 1928 и 1929 по командировке «Всекохудожника» ездил для работы на цементный завод в Новороссийске, летом 1930 — в колхоз «Червона Кубань» на Северном Кавказе; результатом стали альбомы акварелей и зарисовок. В 1930 был организатором выставки работ на спортивные темы в Институте физической культуры, посвященной проходящей в Москве Спартакиаде.

В начале 1930-х — член правления Федерации объединений советских художников; руководил клубной работой, инициатор и организатор вечеров, диспутов, дискуссий, на которые привлекались художники из разных обществ — АХР, РАПХ, «Октябрь», ОСТ и других.

Художник-постановщик фильма «Цирк» Г. В. Александрова (1936). Вместе с Ю. И. Пименовым выполнил проект оформления павильона «Северный Кавказ и Крым» на ВСХВ (1938), до 1941 — руководил оформлением этого павильона.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1944) находился в эвакуации в Барнауле. После возвращения в Москву активно работал в области монументальной живописи. В 1945–1949 под руководством И. Э. Грабаря занимался реставрацией росписей в ряде московских зданий. Разрабатывал дизайн советских и зарубежных выставок на ВДНХ СССР (1960-е). Продолжал работать как станковист; в 1960–80-е создал большое количество произведений на тему спорта.

С 1924 — участник выставок (1-я выставка объединений активного революционного искусства в Москве). Член объединений «Метод» («Проекционисты», 1922–1925), ОСТ (1925–1931), «Изобригада» (1931–1932, ответственный секретарь).

Участвовал в выставках: 1-й государственной передвижной выставке картин (1925, Москва, Саратов, Волгоград, Казань, Нижний Новгород); художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции (1928), «Жизнь и быт детей Советского Союза», 1-й передвижной выставке живописи и графики (обе — 1929), произведений революционной и советской тематики, «Социалистическое строительство в Советском искусстве» (обе — 1930), отчетных работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931, 1932), антиимпериалистической выставке, посвященной международному Красному дню (1931), «Высокогорные районы СССР» (1936) в Москве; 4-й выставке картин современных русских художников в Феодосии (1928); 3-й передвижной выставке, организованной сектором искусств Наркомпроса РСФСР по городам РСФСР и республикам СССР (1931); «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932–1933) и других.

Участник многих зарубежных выставок советского искусства: в Японии (1926–1927, передвижная), Амстердаме (1929), США (1929, 1933, передвижные), Вене, Лондоне, Берлине, Стокгольме (все — 1930), Цюрихе, Йоханнесбурге (обе — 1931), Кенигсберге (1932), Копенгагене (1934) Софии (1936); немецких художников в Берлине (1928).

Член МОССХ (с 1932, член правления). Провел персональные выставки в Москве (1934, 1966, 1974, 1979). Заслуженный художник РСФСР. Автор воспоминаний: «Я очень люблю жизнь. Страницы воспоминаний» (М., 1988).

Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».