Живописец, график.
Происходил из небогатой еврейской семьи. Первоначальное художественное образование получил в Одесской школе рисования Общества изящных искусств (1879–1881), где занимался у А. Бауера. Окончил школу с серебряной медалью. В 1881 поступил на медицинский факультет Московского университета, в 1883 перешел на юридический факультет, который оканчивал уже в Новороссийском университете в Одессе. Параллельно продолжал художественное образование. В 1881–1882 посещал частную мастерскую профессора МУЖВиЗ Е. С. Сорокина, в 1882–1885 учился в натурном классе Мюнхенской Академии художеств у Л. Гетериха и И. Лиценмейера (окончил с золотой медалью) и живописной мастерской (курса обучения не окончил).
В 1885–1886 отбывал воинскую повинность. С 1886 по 1889 жил в Одессе. С 1888 (по 1901) — постоянный экспонент ТПХВ. В 1889 переехал в Москву. В том же году женился на пианистке Р. И. Кауфман, имел четверых детей: Жозефину, Лидию, Александра (в будущем известного архитектора), Бориса (поэта).
В Москве вошел в «поленовский кружок», познакомился с В. Д. и Е. Д. Поленовыми, И. И. Левитаном, В. А. Серовым, А. Е. Архиповым, С. А. Виноградовым, М. В. Нестеровым и другими. Картину «Вести с родины», экспонировавшуюся на 17-й выставке Товарищества передвижников, приобрел в свое собрание П. М. Третьяков. В конце 1880-х — начале 1890-х давал частные уроки рисования, преподавал в классах изящных искусств художника-архитектора О. А. Гунста. В 1889–1894 руководил собственной школой рисования. С 1894 (по 1921) преподавал в МУЖВиЗ (после революции переименовано во Вторые Государственные свободные художественные мастерские, затем — во ВХУТЕМАС), руководил сначала натурным, затем фигурным классами.
В 1892 познакомился с Л. Н. Толстым, часто гостил в его доме в Хамовниках (Москва) и в имении Ясная Поляна. Выполнил графические портреты писателя и членов его семьи. Создал иллюстрации к романам «Война и мир» (1892) и «Воскресение» (1898–1899). Сотрудничал с журналами «Маяк», «Пчелка», «Будильник», «Осада», «Свет и тени». Работал художественным редактором журнала «Артист».
В 1894 за картину «Накануне экзаменов» был награжден Второй золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене, в 1900 за иллюстрации к роману Толстого «Воскресение» отмечен малой серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.
В 1900 посетил Париж, в 1904–1906 и 1912 совершил путешествия по Италии и Германии, в 1907 побывал в Голландии, Бельгии, Англии.
В 1903 стал одним из членов-учредителей Союза русских художников. В 1903–1905 принимал участие в выставках «Мира искусства». В 1907 был среди организаторов объединения «Свободная эстетика». В 1905 удостоен звания академика.
После революции работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В 1921 вместе с женой и двумя дочерьми переехал в Берлин. В 1924 по предложению парижского издателя А. Э. Когана отправился в историко-этнографическую экспедицию в Палестину, итогом которой стала обширная монография с репродукциями выполненных там рисунков Пастернака. В 1927–1928 и 1932 в галерее В. Хартберга в Берлине состоялись персональные выставки художника.
В эмиграции много занимался литографией, выполнил серию портретов известных деятелей культуры. После прихода к власти в Германии национал-социалистической партии Пастернаку было запрещено заниматься живописью. Художник начал в советском полпредстве переговоры о возвращении в СССР, но они не имели успеха. В 1938, после смерти жены, он переселился к дочерям в Англию. Последние годы жизни почти безвыездно жил в Оксфорде.
Мемориальные выставки Пастернака прошли в 1958 в Пушкинском клубе в Лондоне, в 1959 — в Музее Эшмолиан в Оксфорде. Ретроспективы произведений художника были организованы в 1962 в Бристоле (Городской музей) и Мюнхене (Городская галерея), 1969, 1979, 2001 в Москве (Государственная Третьяковская галерея), 1975 — Дюссельдорфе и Базеле, 1982 — Оксфорде (Музей современного искусства), 1987 — Вашингтоне.
Пастернак имел репутацию одного из лучших рисовальщиков и портретистов своего времени. Творчество мастера сложно причислить к какому-либо конкретному художественному направлению. И хотя его часто называют русским импрессионистом, это более верно в отношении манеры художника, чем его метода и стиля. Так, пастели больше тяготеют к импрессионизму, в то время как парадные портреты обнаруживают черты стиля модерн.
Творчество Пастернака представлено во многих музейных собраниях в России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее Орсэ в Париже, Музее Эшмолиан в Оксфорде.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе