1860–1900
Живописец, график
Родился в бедной еврейской семье, сын железнодорожного служащего. Рано увлекся рисованием. В 1873 поступил в МУЖВиЗ, учился у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова. В 1877 за картины «Вечер» и «Солнечный день. Весна», в 1878 «за представленный на годичный экзамен пейзаж», в 1881 за рисунок с натуры награждался малыми серебряными медалями. В 1884–1885 пропускал занятия, но продолжал числиться среди учеников. В 1886 был выпущен из Училища со званием неклассного (свободного) художника.
Жил в Москве. Уже первые самостоятельные работы принесли художнику известность. Так, в 1880 его картину «Осенний день. Сокольники» с выставки МУЖВиЗ приобрел в свою коллекцию П. М. Третьяков, ставший впоследствии одним из основных покупателей картин мастера.
В 1881–1882 Левитан давал частные уроки рисования и живописи. Сотрудничал в журналах «Москва», «Радуга», «Волна», где помещал свои рисунки и литографии. С 1884 участвовал в рисовальных вечерах и «акварельных утрах» в доме Поленова. В те же годы сблизился с С. И. Мамонтовым и членами Абрамцевского художественного кружка. В 1884–1886 работал в декорационной мастерской Частной русской оперы Мамонтова. Выполнил декорации к спектаклям «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Фауст» Ш. Гуно, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Гугеноты» Д. Мейербера, «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (все — 1885), «Алая роза» Н. С. Кроткова (1886).
Ежегодно выезжал в Подмосковье и среднюю полосу России. В 1884 вместе с В. В. Переплетчиковым работал на этюдах в Саввинской слободе в окрестностях Звенигорода. В 1885–1886 посещал Абрамцево, где работал над пейзажными этюдами. В 1886 и 1899 выезжал в Крым. Весенние и летние месяцы 1887–1890 путешествовал по Волге, неоднократно бывал в Плесе, где была создана большая часть работ так называемого «волжского цикла». В 1890-х путешествовал по Европе: в 1890 посетил Берлин, Париж, Ниццу, Бордигеру, Ментону, Венецию и Флоренцию, в 1894 — Вену, Ниццу, озеро Комо, Париж, в 1896 — Финляндию, в 1897 — Вену, Северную Италию, Геную, курорт Наугейм в Германии, в 1898 — курорт Наугейм, Мюнхен, Париж.
С 1884 по 1900 принимал участие в выставках ТПХВ, в 1891 стал членом Товарищества. С 1887 был постоянным экспонентом выставок Московского общества любителей художеств (МОЛХ), входил в комитет Общества, неоднократно избирался членом комиссии по присуждению премий МОЛХ. В 1896 в Одессе прошла совместная выставка работ Левитана и В. А. Симова. С 1897 художник являлся членом Мюнхенского Сецессиона. В 1899–1900 экспонировал свои произведения на выставках «Мира искусства». В 1896 картины Левитана экспонировались на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде, в 1900 — в Русском отделе Всемирной выставки в Париже.
Занимался преподавательской деятельностью, в 1886 вел живопись в «классах изящных искусств», организованных в Москве художником А. О. Гунстом. В 1898–1900 руководил пейзажным классом МУЖВиЗ, среди его учеников — П. И. Петровичев, М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, М. Ф. Ларионов и другие. В 1898 был удостоен звания академика. В 1898–1899 создал ряд иллюстраций для трехтомного собрания сочинений А. С. Пушкина, изданного в типографии А. И. Мамонтова.
В 1900 скоропостижно скончался в возрасте 39 лет от легочного кровоизлияния. Мемориальные выставки Левитана состоялись в 1901 в Москве и Петербурге, в 1903 — в Одессе и Киеве. Ретроспективы мастера прошли в 1938 в Государственной Третьяковской галерее, в 1939 — в Государственном Русском музее; в 1960–1961 сотрудниками Государственной Третьяковской галереи была организована передвижная выставка произведений Левитана, показанная в Москве, Ленинграде и Киеве.
Исаак Левитан — выдающийся русский художник, который, по точному замечанию А. Н. Бенуа, стал «создателем целой школы пейзажа… нашел особую прелесть русских пейзажных настроений… чисто русский стиль пейзажа». В раннем и зрелом творчестве конца 1870-х — середины 1890-х был близок передвижникам, с присущими им «литературностью» замысла и реалистичным подходом к натуре.
Во второй половине 1890-х творческая манера Левитана изменилась, в произведениях появились элементы модерна, заметно увлечение художника поисками французских импрессионистов и постимпрессионистов. Однако влияние этих направлений на него не следует переоценивать. Они лишь внесли в уже сформировавшийся индивидуальный стиль мастера новые черты, но принципиально не меняли самого характера его творчества. Картины Левитана — это «пейзажи настроения», часто построенные на выразительности одного мотива. Камерные по духу, вместе с тем обладающие «внутренней» монументальностью, они часто проникнуты тонким лиризмом, созерцательны и гармоничны.
Творческое наследие художника относительно невелико. Основную его часть составляют картины, этюды маслом или акварелью. К сугубо графическим техникам графитного карандаша или туши он прибегал редко.
Произведения Левитана находятся во многих музейных и частных собраниях России. Наиболее значительной коллекцией работ мастера располагает Государственная Третьяковская галерея. Творчество художника представлено также в Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Нижегородском государственном художественном музее, Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева и других.
Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Открыты 555-е торги аукциона ARTinvestment.RU
04.11.2024Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 3 квартала 2024
01.11.2024Итоги Deloitte Private Art & Finance 2024: всем инвестировать в «КиКИ»!
29.10.2024Открыт 236-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
28.10.2024Открыты 554-е торги аукциона ARTinvestment.RU
28.10.2024Мнение. Токенизация искусства: будущее арт-инвестиций?
25.10.2024Рынок русского искусства в России. Итоги 3 квартала 2024 года
22.10.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе