1834–1873
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Виктор-Эдуард
Архитектор, рисовальщик, художник декоративно-прикладного искусства и театра
Из семьи врача, выходца из Франции. Воспитывался в пажеском кадетском корпусе в Петербурге. Учился в ИАХ (1852–1861) в качестве вольноприходящего ученика архитектурного класса. Награждался малой (1856) и большой (1858) серебряными медалями, а также малой золотой за программу «Проект биржи с пакгаузами, таможней, гаванью и проч.» (1861) и большой золотой за «Проект Публичной библиотеки». Выпущен их ИАХ со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу.
В 1861–1863 оставался в Петербурге, где занимался изучением строительного дела. В 1863–1868 — пенсионер ИАХ во Франции; побывал в Германии, Швейцарии, Италии. Выполнил большое количество жанровых, пейзажных акварелей и зарисовок: «Уличные музыканты», «Парижские катакомбы», «112-летняя старуха в Лиможском соборе», «Замок с башнями», «Парижский тряпичник», «Таверна на пути в Тиволи», «Монах», «Сад в Тюильри», «Улица на Монмартре», «Маскарад», «Моды во Франции в 1866 году», «Вид Флоренции», «Сцена в Варшавском театре». Цикл сюжетных акварелей Гартмана стал основой для «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского (1874).
В 1869 возвратился в Петербург. В 1870 «за работы по Всероссийской мануфактурной выставке» (проект главного здания и павильоны) был удостоен звания академика. В 1871 переехал в Москву. Член Абрамцевского художественного кружка.
Один из основоположников неорусского стиля в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Выполнил проекты: отделки интерьеров дома И. К. Мясникова (1850 — начало 1860-х), дома Полежаева (1870) в Петербурге; городских ворот в память о покушении на Александра II 4 апреля 1866 года для Киева (1870; не реализован); павильон Военного отдела и временного деревянного Народного театра для Политехнической выставки в Москве (1872), типографии А. И. Мамонтова в Москве (1872) и «Студии-мастерской» в усадьбе Абрамцево (1872), павильонов Зоологического сада; Морского отдела для Русского павильона на Всемирной выставке в Вене (1873). Занимался разработкой архитектурной части памятника: «Тысячелетие России» М. О. Микешина (1862). Выполнял эскизы мебели (шкафы, витрины, столы), домашнего обихода (футляр для часов «Избушка на курьих ножках», кружки), осветительных приборов (канделябры, лампы).
Исполнил обложки к изданиям: «Журнал для детей» (СПб., 1862), «Темпик. Из заметок проезжего П. Ф. Погоссного» (СПб., 1862), обложку и иллюстрации к книге «Кузнечик-музыкант» Я. Полонского (СПб., 1863), заглавный лист к сборнику «Снимки и автографы русских деятелей» (СПб., 1873).
Создал эскизы декораций и костюмов для спектаклей петербургских театров: «Трильби» Ю. Г. Гербера (1870, Большой театр), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Вражья сила» А. Н. Серова (обе — 1871, Мариинский театр).
Собрал коллекцию образцов ручных тканых изделий и вышивок; изданы — «Образцы русского орнамента» (М., 1873).
С 1860 — участник выставок. Экспонировался на выставках ИАХ в Петербурге (1860–1873, с перерывами), Всемирной выставке в Вене (1873, золотая медаль).
Посмертная выставка состоялась в Петербурге (1874).
Творчество представлено во многих музейных собраниях, среди них — Государственный Русский музей.
Источники:
1. Кондаков С. Н. Список русских художников. К юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. СПб., 1914. С. 312.
2. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1972, т. 2. С. 418.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе