1870–1943
Художник декоративно-прикладного искусства, технолог
Учился на стипендию земства в Красноуфимской сельскохозяйственной технической школе Екатеринбургской губернии (1888–1890); окончил со званием мастера.
После окончания школы работал в Костромском техническом училище руководителем мастерской по огнеупорной и кислотоупорной керамике. Изучал керамическое производство на русских и финских заводах.
В 1890 познакомился с С. И. Мамонтовым, который пригласил его в Абрамцево в качестве заведующего технологической частью керамической мастерской. Летом 1890 занимался устройством мастерской. До 1896 работал в качестве мастера-технолога, после перевода мастерской в Москву работал в ней до октября 1903. Составлял рецепты изготовления красок, полив, люстров и эмалей. Часто самостоятельно раскрашивал керамические изделия перед обжигом, основываясь на пожеланиях и эскизах художников.
В 1903–1906 — заведующий керамической мастерской Художественно-промышленной школы им. Н. В. Гоголя в Миргороде. В 1907 открыл собственное керамическое производство «О. О. Гельдвейн — П. К. Ваулин» в Кикерино под Петербургом (Кикеринский завод художественной керамики; после Октябрьской революции — завод «Горн»); технический директор завода (до 1930).
С 1918 — комиссар Государственного (Ленинградского) фарфорового завода Петергофской гранильной фабрики. Заведующий керамической мастерской Вхутеина в Ленинграде (1924). Консультант фарфорового завода «Пролетарий» Новгородской губернии (с 1930) и объединения «Росфарфор».
Сотрудничал с М. А. Врубелем, В. А. Серовым, А. Я. Головиным, Н. К. Рерихом, А. Т. Матвеевым и другими художниками. Со второй половины 1900-х начал работать как самостоятельный художник-прикладник; выполнял декоративные керамические панно, камины, керамические вставки, порталы.
Как исполнитель и автор участвовал в отделке многих зданий: гостиницы «Метрополь» (1902–1904), Ярославского вокзала (середина 1900-х) в Москве; Губернской земской управы в Полтаве (1903–1905); Торгового Дома гвардейского экономического общества (1907–1909), Соборной мечети (1910–1917) в Петербурге (Петрограде); Морского Никольского собора (1910-е) в Кронштадте. Создал изразцовый портал для русского павильона на Гигиенической выставке в Дрездене (1911).
Участвовал во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896), Всемирной выставке в Париже (1900; почетный диплом), 5-й выставке Нового общества художников (1908), группы художников «Треугольник» (1910 (?)) в Петербурге.
Автор ряда работ о технологических особенностях изготовления керамических изделий, положении дел в российском керамическом производстве: «Как получаются радужные металлические люстры» (Керамическое обозрение, 1903, № 14. С. 249–251), «О положении керамического производства в России» (Зодчий, 1907, № 20. С. 205–207), «Новые перспективы использования глиняного сырья окрестностей Ленинграда» (М., 1929).
Отец художницы О. П. Ваулиной.
Источники:
1. Арзуманова О. И., Любартович В. А., Нащокина М. В. Керамика Абрамцева в собрании Московского Государственного университета инженерной экологии. М., 2000. С. 201–203.
2. Пастон Э. В. Абрамцево. Искусство и жизнь. М., 2003. С. 405.
3. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1972, т. 2. С. 209.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе