1843–1902
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Мордух Матысович
Скульптор, график
Родился в семье трактирщика. С ранних лет занимался резьбой по дереву, кости, металлу. В 1862–1868 в качестве вольнослушающего учился на скульптурном отделении ИАХ, сначала у Н. С. Пименова, с 1863 — у И. И. Реймерса. За учебные работы неоднократно отмечался медалями: в 1864 был награжден малой серебряной медалью за горельеф «Еврей-портной. Вечерний труд старика» (дерево), в 1865 — большой серебряной медалью за горельеф «Еврей скупой» (слоновая кость), в 1868 — малой серебряной медалью за лепку с натуры. С 1865 являлся стипендиатом Его Императорского Величества.
В 1868 уехал в Берлин, где в течение полугода занимался под руководством немецкого скульптора Р. Бегаса. Одновременно посещал классы Королевской Академии художеств. В 1871 за статую «Царь Иван Васильевич» был удостоен звания академика ИАХ.
В том же году по состоянию здоровья окончательно покинул Россию, в 1871–1877 жил в Риме, с 1877 — в Париже. Неоднократно приезжал в Россию по делам, связанным с творческой и выставочной деятельностью, посещал Петербург, Вильно, Абрамцево под Москвой. Был дружен с В. В. Стасовым и И. Н. Крамским, во многом разделял их взгляды на искусство. В своих статях и письмах, собранных под редакцией Стасова в 1905, призывал к искусству духовно-преображающему, критикуя современную цивилизацию.
Занимался станковой и монументальной скульптурой, обращался к скульптуре малых форм. Наибольшей известности достиг композициями и статуями, посвященным историческим («Петр I», 1872; «Царь Иоанн Васильевич Грозный», 1875, «Нестор-летописец», 1890) и морально-философским («Христос», 1876; «Мефистофель», 1883; «Христианская мученица (Не от мира сего) «, 1887) темам. Выполнил ряд портретов (В. В. Стасова, 1873; С. П. Боткина, 1874; С. С. Полякова, 1877; М. Г. Гинцбурга, 1878; И. С. Тургенева, 1880; императрицы Александры Федоровны, 1896). В 1875 участвовал в конкурсе на памятник А. С. Пушкину в Москве, работал над эскизами конных монументов для Александровского моста в Петербурге (проект не осуществлен). Создал надгробия княгини М. А. Оболенской на кладбище Монте Тестаччо в Риме (1875–1877), востоковеда А. В. Ханыкова на кладбище Пер-Лашез в Париже (1879), княгини Т. Н. Юсуповой для усадьбы Архангельское (1888), поэта С. Я. Надсона на некрополе «Литераторские мостки» Волкова кладбища в Петербурге (1891).
Принимал участие в академических выставках (1862–1900, с перерывами), 1-й выставке ТПХВ (1871/1872), выставках Парижского салона (1881–1884, с перерывами), международных выставках в Париже (1867, 1878, 1900), Лондоне (1872), Мюнхене (1892), Берлине (1896), Вене (1898) и других. Провел персональные выставки в Петербурге (1872, 1880, 1893) и Париже (начало 1890-х).
В 1880 был удостоен звания профессора скульптуры. С 1893 — действительный член ИАХ. Член Академии изящных искусств в Париже, Королевской Академии художеств в Берлине, Института искусства в Урбино. Кавалер ордена Почетного легиона.
Похоронен на Преображенском кладбище в Петербурге.
Ретроспективные выставки Антокольского состоялись в 1910 в Париже и в 1994 в Петербурге.
Антокольский — выдающийся скульптор второй половины XIX века. В своем творчестве искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки жанровых и исторических тем. Ранние произведения скульптора посвящены характерным типажам еврейского местечкового быта. Им присущи «живой» натурализм и добродушный юмор. В работах зрелого периода на исторические сюжеты сумел соединить правду бытовой детали с историко-философскими обобщениями. Произведениям Антокольского присуща мастерская моделировка формы — то широкая, пластически ясная, то, напротив, изысканно-гибкая, «живая», предвосхищающая скульптуру символизма.
Творчество скульптора представлено во многих музейных собраниях — в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Государственном Историческом музее, Киевском музее русского искусства, Национальном музее в Варшаве и других.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе