Art Investment

БИОГРАФИЯ

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович

3 мая 1848 (село Лопьял Вятской губернии) — 23 июля 1926 (Москва)

Живописец, график, архитектор, художник декоративно-прикладного искусства, скульптор

Родился в семье сельского священника, старший брат художника Аполлинария Васнецова. Общее образование получил в Вятском духовном училище, а затем Вятской духовной семинарии (не окончил), где получил также первые навыки в рисовании у Н. А. Чернышова.

В 1867 переехал в Петербург, в течение нескольких месяцев посещал уроки И. Н. Крамского в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1868 поступил в ИАХ, занимался у П. В. Басина, В. П. Верещагина, С. М. Воробьева и П. П. Чистякова. В 1869 за постановку «Два обнаженных натурщика» и рисунок с натуры награжден малыми серебряными медалями. Годом позже за эскиз картины «Христос и Пилат» удостоен большой серебряной медали. В 1874 выпущен из Академии. С того же года начал участвовать в выставках ТПХВ, став членом Товарищества в 1878.

В 1876–1877 совершил поездку в Париж, в 1877 выставлял свои работы в Парижском салоне. После возвращения из Франции недолгое время жил в Вятке и Петербурге, в 1878 переселился в Москву. Сблизился с С. И. Мамонтовым. Лето 1879–1880 проводил в деревне Ахтырка близ подмосковной усадьбы Мамонтовых Абрамцево. Летние месяцы 1881–1885 работал в самой усадьбе. Принимал активное участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка, театральных и литературных вечерах в доме Мамонтовых. В 1881–1882 оформил домашний спектакль «Снегурочка» по пьесе А. Н. Островского. В те же годы при участии В. Д. Поленова выполнил проект церкви Спаса Нерукотворного с часовней в Абрамцево. Занимался строительством и оформлением храма, в частности написал ряд икон для иконостаса, расписал клиросы, создал эскиз мозаичного пола. В 1883 по проекту Васнецова в Абрамцевском парке была построена беседка «Избушка на курьих ножках». В 1883–1884 по заказу Российского Исторического музея работал над живописным панно-фризом «Каменный век».

Своими работами художник быстро приобрел известность. Его картины были в крупнейших коллекциях русского искусства второй половины XIX — начала ХХ века: П. М. Третьякова, К. Т. Солдатенкова, И. С. Остроухова, С. А. Бахрушина, С. И. Мамонтова, И. Е. Цветкова, М. П. Рябушинского, великого князя Сергея Александровича и многих других.

Как театральный декоратор Васнецов сотрудничал с Частной русской оперой Мамонтова, выполнив эскизы костюмов и декораций к спектаклям «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Севильский цирюльник» Д. Россини (все — 1885), «Алая роза» Н. С. Кроткова (1886), «Чародейка» П. И. Чайковского. Принимал участие в деятельности столярно-резчицкой мастерской (с 1885), гончарной мастерской в Абрамцево (с 1890), создании там музея народного искусства. В 1890-х — 1900-х работал над проектами образцов мебели для Кустарного музея Московского земства и мастерских Сергиева Посада.

В 1885 совершил поездку в Италию для ознакомления с византийскими мозаиками и живописью итальянского Возрождения, посетил Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим, Неаполь. С 1885 по 1891 жил в Киеве, где создавал росписи Владимирского собора, летние месяцы проводил в Абрамцево. В 1891 возвратился в Москву, до 1896 ежегодно ездил в Киев для завершения работ во Владимирском соборе. В 1891 при участии В. Д. Поленова спроектировал часовню над могилой А. С. Мамонтова.

В 1892 получил звание профессора. В 1893–1894 построил по собственному проекту дом с мастерской в Москве. В 1895 был избран почетным членом Реймской Академии художеств. В 1901 завершил работу над эскизами и картонами для мозаик храма Спаса на крови в Петербурге, начатую еще в 1883. В 1896–1904 выполнил эскизы иконостаса Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном, в 1899–1901 — картоны для мозаик православной церкви в Дармштадте, в 1901–1903 — эскизы росписи экстерьеров Грановитой палаты Московского Кремля. В 1900–1901 создал проект фасада и эскиз майоликового фриза Третьяковской галереи, который впоследствии был изготовлен на гончарном заводе «Абрамцево» в Бутырках и установлен в 1903. В 1899–1903 работал над проектом дома И. Е. Цветкова на Пречистенской набережной и эскизами майоликовых фризов для его оформления. В 1904–1913 выполнил иконы для иконостаса храма Александра Невского в Софии, в 1906–1911 — эскизы мозаик для собора Александра Невского в Варшаве.

В 1899 в Петербурге прошла первая персональная выставка художника. За ней последовали выставки в 1903 и 1905 в Петербурге, 1904, 1910, 1911–1912 — в Москве.

В начале 1900-х Васнецов приобрел усадьбу в селе Ваньково Дмитровского уезда, названную им «Новое Рябово», где жил летние месяцы. В 1900 был избран действительным членом Музея изящных искусств в Москве, в 1902 — почетным членом Строгановского художественно-промышленного училища, в 1903 — почетным членом Киевского общества древностей и искусства, в 1908 — почетным членом Российского исторического музея. Вместе с братом Аполлинарием стал одним из основателей Художественно-исторического музея в Вятке. После революции 1917 входил в состав художественного объединения «Изограф».

В 1924–1925 произведения мастера экспонировались на передвижной выставке русского искусства в США и Канаде. В 1926 в музее-усадьбе «Абрамцево» состоялась последняя прижизненная персональная выставка Васнецова. В 1927 в Государственной Третьяковской галерее прошла мемориальная выставка его картин и рисунков. Ретроспективные выставки были организованы в 1948 и 1990–1991 в Государственной Третьяковской галерее, в 1980 — в музее-заповеднике «Абрамцево».

Виктор Васнецов — выдающийся представитель русского искусства последней трети XIX — начала ХХ столетий. В ранний период (конец 1860-х — первая половина 1870-х) он был близок передвижникам, испытав влияние И. Е. Репина. В дальнейшем творческие поиски художника были направлены на формирование национального направления в русском искусстве. Он выработал собственный стиль, построенный на внимательном изучении византийской и древнерусской живописи и архитектуры, фольклора, традиций народного изобразительного и прикладного искусства, в частности орнамента, костюма, деревянной резьбы и так далее. Характерными чертами станковых картин Васнецова являются повествовательность, «литературность» замысла, декоративность колористического и графического решения, вместе с тем академический подход к композиционному построению. Творчество Васнецова находится на стыке реализма, модерна и историзма, однако рассматривать искусство художника или даже какой-то один из этапов его художественной биографии исключительно в контексте конкретного стиля или направления не представляется возможным.

Васнецов оказал большое влияние на творчество многих своих современников, в частности художников Абрамцевского кружка, став одним из создателей неорусского направления в искусстве. При этом его искусство воспринималось неоднозначно и вызывало острые дискуссии в обществе.

Произведения Васнецова находятся в крупнейших музейных собраниях России и за рубежом: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Нижегородском государственном художественном музее, Киевском музее русского искусства, Национальном художественном музее республики Беларусь в Минске, Музее-заповеднике «Абрамцево» и многих других. В Москве открыт Дом-музей В. М. Васнецова.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».