Живописец, график
Из дворянской семьи; внук основателя Харьковского университета В. Н. Каразина. Детство провел у своей бабушки, в деревне Анашкино под Москвой. Учился во 2-м Московском кадетском корпусе. После окончания корпуса служил в Казанском драгунском полку; участвовал в усмирении польского мятежа (1863–1864), походе в Бухару (1867–1871, в составе 5-го и 4-го Туркестанских линейных батальонов). Награжден орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Владимира 4-й степени. В Туркестане познакомился с В. В. Верещагиным. В 1871 вышел в отставку в чине капитана.
В 1865–1867 в качестве вольноприходящего ученика учился в ИАХ, в классе батальной живописи у Б. П. Виллевальде (курса не окончил). В начале 1870-х посещал студии Г. Доре и Ф. Жилло в Париже.
После выхода в отставку целиком посвятил себя художественной и литературной деятельности. Работал как баталист, жанрист, анималист; занимался книжной и журнальной иллюстрацией. Публиковал свои рисунки в российских и европейских журналах: «Всемирная Иллюстрация» (с 1871), «Живописное обозрение», «Нива», Illustration, Über Land und Meer, Graphic, Illustrated London News и других. Иллюстрировал произведения А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Д. В. Григоровича, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева. Создавал эскизы почтовых открыток, издаваемых Общиной Святой Екатерины, рисунки для последующего воспроизведения на фарфоровых изделиях; сотрудничал с заводом братьев Корниловых в Петербурге.
В 1874 и 1879 по поручению Русского географического общества участвовал в научных экспедициях в Центральную Азию для исследования бассейна Амударьи; выполнил в путешествии множество акварельных этюдов, зарисовок этнографического характера. Во время сербско-турецкой и русско-турецкой войн (1877–1878) работал военным корреспондентом-иллюстратором. В 1880-х по поручению императорского двора был командирован в Туркестан для составления эскизов к картинам на темы похода русских войск в Хиву и Бухару.
Участвовал в академических выставках, международных выставках в Париже и Лондоне. Один из членов-учредителей и экспонент Кружка (Общества, с 1887) русских акварелистов (1880). С 1885 — почетный вольный общник ИАХ, в 1907 удостоен звания академика.
Похоронен на некрополе искусств Александро-Невской лавры в Петербурге.
Творческое наследие художника необычайно велико. Большую его часть составляют акварельные этюды, карандашные наброски, перовые зарисовки. Был приверженцем академической традиции. Живописным произведениям Каразина свойственны сильные световые эффекты, яркие контрасты, несколько мрачноватый колорит; рисункам и акварелям — свободная манера, легкость и импровизационность исполнения.
Творчество художника представлено во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе