1824–1896
Живописец, график
Родился в семье полковника, участника Отечественной войны 1812 года П. Г. Боголюбова; внук А. Н. Радищева. Воспитывался в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе (1832–1834), затем — в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге (1835–1841), который окончил в звании мичмана. Служил на Балтийском флоте. Неоднократно участвовал в плаваниях по Балтийскому, Северному морям, Атлантике, посетил Англию, Голландию, Португалию. В бытность моряком самостоятельно занимался рисунком. В 1850 по совету президента ИАХ герцога Максимилиана Лейхтенбергского, которого сопровождал во время путешествия на остров Мадейру на корабле «Камчатка», поступил вольнослушающим в Академию.
Учился в классах пейзажной живописи у М. Н. Воробьева и батальной живописи у Б. П. Виллевальде. В 1852 был награжден малой золотой медалью за картины «Вид на Смольный монастырь с Большой Охты», «Бой брига “Меркурий” с двумя турецкими кораблями», «Отбытие Е. И. В. герцога Лейхтенбергского из Лиссабона». В 1853 за картины «Взморье у Санкт-Петербурга в летнюю ночь», «Вид города Ревеля с острова Карлоса», «Вид города Ревеля от Екатериненталя», «Вид города Ревеля с моря» удостоен большой золотой медали, получил звание классного художника 1-й степени и право на пенсионерскую поездку за границу сроком на три года. В том же году назначен художником Главного Морского штаба.
В 1854–1860 в качестве пенсионера ИАХ жил за границей (в 1857 пенсионерское содержание было продлено). В 1854 в Женеве посещал мастерскую А. Калама, в 1856–1858 в Париже занимался в школе Т. Кутюра и Е.-Л. Изабе. В Дюссельдорфе пользовался советами мариниста А. Ахенбаха. Посетил Италию, Грецию, Голландию, Турцию. В 1858 за картины «Вид Константинополя с кладбища Галата-Сарай», «Вид Мариино ди Вико, близ Рима. Утро», «Вид мыса Неттуно близ Рима», «Ночь», «Вид из виллы Панфили-Дориа в Риме», «Вид замка Шильон на Женевском озере» был удостоен звания академика. В 1860 «за особое искусство и познания в художествах» получил звание профессора. В 1861–1865 занимался в ИАХ с художниками-пейзажистами в качестве «свободного профессора» (без жалованья). Среди его учеников — Ф. Ф. Боганц, Д. В. Вележев, И. В. Волковский, П. П. Джогин, Е. Э. Дюкер, Е. А. Ознобишин, И. И. Шишкин. В 1868 выступил автором проекта создания в ИАХ пейзажного класса. С 1871 — член Совета; в 1890–1893 — член Комиссии по составлению нового Устава Академии. С 1893 — действительный член ИАХ.
По поручению Морского министерства участвовал в составлении атласов берегов Каспийского моря (1861), Финского залива (1862, 1864). Был близок к императорскому двору; занимался живописью с великим князем Александром Александровичем и будущей императрицей Марией Федоровной. В качестве художника неоднократно сопровождал членов царской фамилии в путешествиях по России и Европе.
С 1872 жил в основном в Риме и Париже, ежегодно приезжал в Россию. В мастерской Боголюбова, ставшей в 1870-х центром колонии русских художников в Париже, работали И. Е. Репин, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, А. К. Беггров и другие. По поручению ИАХ в 1872–1874 наблюдал за пенсионерами Академии в Риме, Париже, Дюссельдорфе. В 1885 выступил с инициативой организации Саратовского Радищевского музея и стал его пожизненным попечителем. Основатель Саратовского Боголюбовского рисовального училища (открыто после смерти художника в 1897). С 1880 — почетный гражданин Саратова, с 1889 — почетный член Саратовского общества изящных искусств.
Работал как пейзажист, маринист. Писал картины на сюжеты из истории российского флота. Обращался к технике акварели, рисунка, литографии, офорта. Участвовал в академических выставках (1852–1874, с перерывами), выставках Общества поощрения художников (1862–1869, с перерывами; с 1864 — член Общества), ТПХВ (1871–1896, с перерывами; с 1873 — член Товарищества), Московского общества любителей художеств (1880–1894, с перерывами), Общества выставок художественных произведений (1881); экспонировал свои работы на международных выставках в Лондоне (1862, 1872, 1874), Вене (1873), Филадельфии (1876), Париже (1878). В 1860 провел в Петербурге персональную выставку в пользу вдов и сирот художников. В 1871 стал одним из учредителей Общества русских аквафортистов, в 1877 — Общества взаимного вспомоществования и благотворительности русских художников в Париже. С 1889 — почетный член Общества русских акварелистов.
Автор воспоминаний «Записки моряка-художника» (Русская старина, 1888, ноябрь). Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Ретроспективные выставки Боголюбова прошли в Саратове (1940, 1946, 1974/1975, 1987), Вольске (1941), Москве (1949, 1974/1975), Хвалынске (1949).
Боголюбов — выдающийся пейзажист второй половины XIX века, представитель академической школы. В раннем творчестве испытал влияние И. К. Айвазовского («Золотой Рог в Константинополе», 1864). В дальнейшем в творчестве художника, почти не взаимодействуя друг с другом, сосуществовали два направления. Первое связано с традицией документально-исторических изображений морских баталий («Гренгамское сражение», 1866) и пейзажа-ведуты в духе академического романтизма («Устье Невы», 1872). Второе — с формированием реалистического пленэрного пейзажа в европейском искусстве второй половины XIX века («Лес в Веле. Нормандия», 1871; «В парке», 1872; «Овер близ Парижа», 1881), в частности с творчеством мастеров барбизонской школы.
Произведения Боголюбова находятся во многих музейных и частных собраниях — в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева и других.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе