1831–1894
Живописец, график, скульптор.
Родился в семье помещика, отставного военного О. Н. Ге. В 1847–1848 учился на физико-математическом отделении философского факультета Киевского университета Св. Владимира, в 1848–1850 — на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Курса обучения не окончил. В 1850 поступил в ИАХ, занимался в классе исторической живописи у П. В. Басина. В 1855 за программную картину «Ахиллес оплакивает Патрокла» награжден малой золотой медалью, в 1857 за программную работу «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу. С 1854 регулярно принимал участие в выставках ИАХ (до 1881).
В 1857–1863 как пенсионер ИАХ жил в Италии, до 1860 работал в Риме и Фраскати, затем — во Флоренции и Ливорно. Совершил путешествия по Германии, Франции, Швейцарии. Летние месяцы 1861 провел на Украине. В 1863 за картину «Тайная вечеря» удостоен звания профессора исторической живописи (в обход существующей иерархии, по которой званию профессора предшествовало звание академика).
В 1863–1864 жил в Москве и Петербурге. В 1864 снова уехал во Флоренцию, совершал поездки в другие города Италии, а также в Англию, Германию, Францию. Окончательно возвратился в Россию весной 1870, поселился в Петербурге. Стал одним из инициаторов создания и постоянных экспонентов ТПХВ, в 1870–1873 являлся членом правления Товарищества. В 1870 в залах ИАХ прошла первая персональная выставка художника. В 1871 путешествовал по Волге, посетил Тверь, Нижний Новгород, Саратов. В 1871 стал членом Московского общества любителей художеств. В 1876 поселился на хуторе Ивановском Черниговской губернии, по делам часто бывал в Москве, Петербурге, Киеве. В 1882 сблизился с Л. Н. Толстым, неоднократно посещал его имение Ясная Поляна. В 1884 написал портрет писателя.
В 1891 картина «Что есть истина? Христос и Пилат» была снята с 19-й выставки ТПХВ по распоряжению петербургского градоначальника, в дальнейшем было запрещено ее экспонирование в других городах России. Вместе с тем выставки этого произведения были организованы в Берлине, Гамбурге, Ганновере (1890), Балтиморе и Бостоне (1891). Цензурой были также запрещены работы «Суд Синедриона. “Повинен смерти!”«, «Голгофа», «Распятие».
В 1895 прошла мемориальная выставка Ге в Петербурге. Ретроспективные выставки были организованы в Париже и Женеве (обе — 1903), Швейцарии (1937), Киеве (1956–1957, Киевский государственный музей русского искусства), Ленинграде, Москве, Киеве (Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, 1970–1971), Москве (1981).
Н. Н. Ге — выдающийся живописец второй половины XIX столетия. Главное место в его творчестве занимала евангельская тема. Однако многие работы художника неоднозначно воспринимались современниками из-за особенностей трактовки сюжетов, что часто шло в разрез с евангельским повествованием. По меткому выражению А. Н. Бенуа, в произведениях Ге «выразилось особое, очень “русское” отношение к Евангелию — как к проповеди исключительно духовной красоты, с намеренным оттеснением внешнего безобразия… Эти произведения неоспоримо обладают серьезными и редкими качествами: они — яркие, совершенно особенные слова, дышащие горячей искренностью и благородной убежденностью». Важное место в своих картинах Ге отводил нравственной, дидактической стороне, из-за чего стиль художника иногда определяют как «философский реализм». Отличительной особенностью его полотен является темный сумрачный колорит с контрастными свето-теневыми эффектами, выразительность образов, часто натуралистичных, намеренно преувеличенных и иногда отталкивающих.
Ге был одним из лучших портретистов своего времени, умевших тонко передать психологические качества своих моделей. Обращался к технике офорта.
Произведения Ге находятся во многих музейных и частных собраниях в России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском государственном музее русского искусства, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Эрмитаже, Национальном художественном музее республики Беларусь, Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева, Музее Д`Орсэ в Париже, частной коллекции К. Больмана в Женеве.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 2
27.12.2024Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе