1837–1887
Живописец, график, скульптор, художественный критик и теоретик искусства.
Родился в семье письмоводителя городской думы. Учился в острогожском четырехклассном уездном училище, которое окончил в 1850. До 1853 служил писцом в городской думе. По-видимому, брал частные уроки живописи у воронежских художников. В 1853 поступил ретушером и акварелистом к харьковскому фотографу Я. П. Данилевскому, сопровождал его в поездках по Центральной России и Малороссии. В 1857 устроился на работу в фотографическую мастерскую И. Ф. Александровского в Петербурге. В том же году поступил в ИАХ, занимался в классе исторической живописи у А. Т. Маркова. За период обучения неоднократно награждался различными медалями: в 1858 был удостоен малой серебряной медали за рисунок с натуры, в 1860 — малой серебряной медали за композицию «Умирающий Ленский» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), в 1861 — большой серебряной медали за этюд с натуры, в 1863 — малой золотой медали за программную картину «Моисей источает воду из скалы». В 1862–1863 был привлечен Марковым к созданию росписей главного купола Храма Христа Спасителя в Москве, для которого выполнил более 50 графических эскизов и 8 картонов в натуральную величину. Одновременно работал ретушером в мастерской фотографа А. И. Деньера.
Осенью 1863 возглавил так называемый «Бунт четырнадцати», подав прошение в Совет ИАХ о разрешении свободного выбора сюжетов для конкурса на большую золотую медаль. Получив отрицательный ответ, отказался от участия в конкурсе и вышел из Академии со званием классного художника 2-й степени. В том же году стал одним из основателей Санкт-Петербургской Артели художников. В 1863–1869 преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников, с конца 1860-х давал уроки живописи и рисунка членам царской фамилии.
Занимался монументальной и религиозной живописью. В 1865 участвовал в создании иконостаса церкви в селе Коньчозеро близ Петрозаводска, считающегося образцом церковной живописи этого времени. С 1866 вместе с Б. Б. Венигом и Н. А. Кошелевым расписывал Храм Христа Спасителя в Москве. В 1870 по заказу С. П. Синельникова выполнил девять образов для Троицкой церкви Острогожского уезда Воронежской губернии, в 1883–1885 писал иконы для русской посольской церкви в Копенгагене.
Обращался к офорту и литографии, репродуцировал в гравюре некоторые свои живописные произведения (исследователем русской гравюры Д. А. Ровинским в «Подробном словаре русских граверов XVI — XIX веков» (СПб., 1895) было описано более двадцати гравюр и литографий Крамского). Стал одним из организаторов в 1871 Общества русских аквафортистов. В 1883 работал над иллюстрациями к изданию «Священное коронование Государя Императора Александра III. Мая 15 дня, 1883».
В 1869 за портреты княгини Е. А. Васильчиковой, графа Д. А. Толстого, М. Б. Тулинова был удостоен звания академика. В 1870 стал одним из членов-учредителей ТПХВ, неоднократно избирался членом правления Товарищества. В 1871 вступил в Московское общество любителей художеств. В 1872 отказался от звания профессора ИАХ, тем не менее принял участие в разработке нового Устава Академии (вместе с А. П. Боголюбовым, К. Ф. Гуном, Н. Н. Ге, Ф. И. Иорданом, А. И. Резановым).
В 1869 путешествовал по Европе, посетил Берлин, Дрезден, Антверпен, Париж, где изучал музейные собрания. Неоднократно бывал на родине, в Воронежской губернии. В 1871 ездил в село Хотень Харьковской губернии, оттуда в Ялту к художнику Ф. А. Васильеву. В 1876 совершил поездку Италию и Францию, в 1878 посетил Всемирную выставку в Париже. В 1884 жил на юге Франции в Ментоне.
В 1887 в Петербурге состоялась мемориальная выставка художника. Ретроспективные выставки произведений Крамского были организованы в 1837 в Москве и Ленинграде, в 1967 в Воронеже, в 1987–1988 в Ленинграде, Воронеже и Москве.
Крамской — выдающий художник второй половины XIX века, с чьим именем связан расцвет русской реалистической школы. Он успешно работал в самых различных жанрах: создавал портреты, картины историко-философского содержания, пейзажи, композиции на бытовые сюжеты, работал в области религиозной живописи. Велико его значение как общественного деятеля и теоретика искусства. В своем творчестве художник отстаивал идею искусства не только отражающего, но и нравственно преображающего окружающий мир.
Крамской создал целую галерею портретов выдающих современников: Ф. А. Васильева (1871), Л. Н. Толстого (1873), И. А. Гончарова (1874), Н. А. Некрасова (1877), П. М. Третьякова (1876), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879), И. И. Шишкина, С. П. Боткина (оба — 1880) и другие. Характерными особенностями портретного творчества мастера являются выразительная простота композиции, ясность рисунка, тщательность светотеневой моделировки, глубина психологических характеристик. Точно воссоздавая облик, особенности духовно-психического склада, богатство и интенсивность внутренней жизни моделей, в своих портретах Крамской воплощал одновременно морально-этические и эстетические идеалы, представления о человеке-гражданине. Демократические взгляды художника нашли наиболее яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутреннее достоинство «человека из народа», а порой и зреющий в нем социальный протест («Полесовщик», 1874; «Мина Моисеев», 1882; «Крестьянин с уздечкой», 1883).
В своем центральном произведении — «Христос в пустыне» (1872) Крамской трактовал религиозный сюжет в морально-философском плане, придавая ему актуальное общественное звучание. Стремясь к расширению идейно-художественного содержания образов, художник создал произведения, стоящие на грани портрета и тематической картины («Некрасов в период “Последних песен”», 1877–78, «Неизвестная», 1883, «Неутешное горе», 1884). Они отличаются интересом к раскрытию сложных душевных движений, характеров и судеб. В ряде поздних произведений проявились черты салонного искусства.
Произведения Крамского находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном литературном музее, Киевском музее русского искусства и других.
Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Открыты 555-е торги аукциона ARTinvestment.RU
04.11.2024Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 3 квартала 2024
01.11.2024Итоги Deloitte Private Art & Finance 2024: всем инвестировать в «КиКИ»!
29.10.2024Открыт 236-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
28.10.2024Открыты 554-е торги аукциона ARTinvestment.RU
28.10.2024Мнение. Токенизация искусства: будущее арт-инвестиций?
25.10.2024Рынок русского искусства в России. Итоги 3 квартала 2024 года
22.10.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе