Санкт-петербургская артель художников

1863–1871, Санкт-Петербург

Участники: Б. Б. Вениг, А. К. Григорьев, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, Ф. С. Журавлёв, А. И. Корзухин, Н. А. Кошелев, И. Н. Крамской, В. П. Крейтан, П. А. Крестоносцев, К. Ф. Лемох, А. Д. Литовченко, К. Е. Маковский, А. И. Морозов, Н. П. Петров, М. И. Песков, Н. С. Шустов.

Выставки: 1864, Санкт-Петербург.

Первая в истории русского изобразительного искусства независимая творческая организация. Была основана по инициативе И. Н. Крамского выпускниками ИАХ — участниками «Бунта четырнадцати» после отказа Совета ИАХ разрешить им писать конкурсную картину на свободный сюжет. 9 июня 1865 был утвержден Устав Артели. Целью организации было получение прибыли от выполнения частных и коллективных заказов, оказание взаимопомощи; определенный процент от коммерческой деятельности (10 процентов от самостоятельно проданной работы; 25 процентов от совместно выполняемых работ) поступал в общую кассу, гонорар от выполнения коллективных работ участники делили между собой. Старостой первое время являлся И. Н. Крамской, казначеем был назначен А. И. Корзухин.

Для устройства живописных мастерских члены Артели арендовали квартиру в доходном доме Гудкова на Васильевском острове. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» участники помещали рекламные объявления о приеме художественных заказов, частных уроках рисования, живописи и скульптуры. Крупнейшими коллективными работами были росписи иконостасов в храмах в Петрозаводске, Горного института в Петербурге, купола Храма Христа Спасителя в Москве.

Участники нередко уклонялись от внесения в общую кассу денег от самостоятельно проданных работ. Уже в середине 1860-х из Артели последовательно вышли А. Д. Литовченко и К. Е. Маковский, отказавшиеся выплачивать процент от заказов в кассу Артели. Несмотря на это, благосостояние объединения росло: к 1868 капитал его достиг 100 000 рублей. Для нужд был приобретен фотоаппарат, с помощью которого художники писали портреты членов императорской семьи, дворянства и купечества. Мастерские были переведены в более престижный район города и располагались на Адмиралтейском проспекте.

Под эгидой Артели была проведена одна выставка: весной 1864 — выставка-лотерея в пользу тяжело больного художника М. И. Пескова. В марте 1865 члены Артели участвовали в выставке современных и старых мастеров в Нижнем Новгороде, организованной Санкт-Петербургским собранием художников. Были изданы каталоги-альбомы «Художественный автограф» (1869, 1870–1871). В Артели регулярно проводились «четверги», на которых устраивались сеансы рисования и доклады по проблемам искусства.

Несмотря на противостояние официальному курсу ИАХ, члены Артели принимали активное участие в академических выставках и деятельности Академии художеств. В 1864 был удостоен звания академика А. И. Морозов, в 1865 — Н. С. Шустов, в 1867 — Н. П. Петров, в 1868 — Н. Д. Дмитриев-Оренбургский и А. И. Корзухин, в 1869 — И. Н. Крамской. В 1870 Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, в тайне от остальных членов, подал прошение в ИАХ о предоставлении ему трехлетней пенсионерской поездки за границу, которое было удовлетворено Советом ИАХ. Недовольный этим фактом, И. Н. Крамской потребовал от членов Артели публично осудить поведение Н. Д. Дмитриева-Оренбургского. Однако на общем собрании участники объединения отказались удовлетворить заявление Крамского. На требование исключить художника из числа членов Артели собрание также ответило отказом. В ответ Крамской сам подал заявление о выходе из состава Артели. В 1871 Артель официально прекратила существование.

Часть художников (Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. И. Корзухин, И. Н. Крамской) приняла участие в организации в 1870 ТПХВ. Позднее в состав Товарищества вошли также К. Ф. Лемох и А. Д. Литовченко.

Источники:

  1. Аполлон. Изобразительное искусство и архитектура. Терминологический словарь. М., 1997. С. 50–51.
  2. Русские художники. Энциклопедический словарь. СПб., 2000.
  3. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 256–257.
ВАСИЛЬЕВ (MON) Юрий Васильевич (1925–1990) Начало гибели. 1975
Текущая ставка
1 500 RUB
Окончание торгов
21 Фев. 2020 12:00:00
ШТЕЙНБЕРГ Эдуард Аркадьевич (1937–2012) Композиция. 2010
Текущая ставка
220 000 RUB
Окончание торгов
21 Фев. 2020 12:00:00
ЧУБАРОВ Евгений Иосифович (1934–2012) Фигуры. 1975
Текущая ставка
20 000 RUB
Окончание торгов
21 Фев. 2020 12:00:00
  • 14.02.2020 Литература: Georgina Adam. Dark Side of the Boom Публицист Джорджина Адамс не стремится вывести на свет «темную сторону» рынка искусства. По мнению автора, единственный способ ее понять — это самому в нее погрузиться
  • 12.02.2020 Краткая история коллекционирования. От Венецианской республики до XX века Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков — и в каком виде подошла к началу XX века
  • 10.02.2020 Коллекции в единоличном владении. Наследство. Отчет ArtTactic AI анализирует данные отчета ArtTacic Single Owner Collections Auction Analysis Report о продажах на публичном рынке коллекций, некогда находившихся в единоличном владении
  • 10.02.2020 «XXI век. Современное российское искусство» — II Представляем творчество современных художников: Азама Атаханова, Галины Быстрицкой, Алексея Ваулина Виктора Лукина, Сергея Максютина, Александра Савко, Александра Сигутина, Елены Утёнковой-Тихоновой, Юрия Хоровского, Елены Щепетовой
  • 10.02.2020 Художник недели: Яков Чернихов Его девиз «Везде, всегда и всюду заменяйте слово графикой» олицетворяет сегодняшний день, а творческое наследие вдохновляет не только архитекторов, но и специалистов различных сфер визуальной культуры
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх