Санкт-петербургская артель художников

1863–1871, Санкт-Петербург

Участники: Б. Б. Вениг, А. К. Григорьев, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, Ф. С. Журавлёв, А. И. Корзухин, Н. А. Кошелев, И. Н. Крамской, В. П. Крейтан, П. А. Крестоносцев, К. Ф. Лемох, А. Д. Литовченко, К. Е. Маковский, А. И. Морозов, Н. П. Петров, М. И. Песков, Н. С. Шустов.

Выставки: 1864, Санкт-Петербург.

Первая в истории русского изобразительного искусства независимая творческая организация. Была основана по инициативе И. Н. Крамского выпускниками ИАХ — участниками «Бунта четырнадцати» после отказа Совета ИАХ разрешить им писать конкурсную картину на свободный сюжет. 9 июня 1865 был утвержден Устав Артели. Целью организации было получение прибыли от выполнения частных и коллективных заказов, оказание взаимопомощи; определенный процент от коммерческой деятельности (10 процентов от самостоятельно проданной работы; 25 процентов от совместно выполняемых работ) поступал в общую кассу, гонорар от выполнения коллективных работ участники делили между собой. Старостой первое время являлся И. Н. Крамской, казначеем был назначен А. И. Корзухин.

Для устройства живописных мастерских члены Артели арендовали квартиру в доходном доме Гудкова на Васильевском острове. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» участники помещали рекламные объявления о приеме художественных заказов, частных уроках рисования, живописи и скульптуры. Крупнейшими коллективными работами были росписи иконостасов в храмах в Петрозаводске, Горного института в Петербурге, купола Храма Христа Спасителя в Москве.

Участники нередко уклонялись от внесения в общую кассу денег от самостоятельно проданных работ. Уже в середине 1860-х из Артели последовательно вышли А. Д. Литовченко и К. Е. Маковский, отказавшиеся выплачивать процент от заказов в кассу Артели. Несмотря на это, благосостояние объединения росло: к 1868 капитал его достиг 100 000 рублей. Для нужд был приобретен фотоаппарат, с помощью которого художники писали портреты членов императорской семьи, дворянства и купечества. Мастерские были переведены в более престижный район города и располагались на Адмиралтейском проспекте.

Под эгидой Артели была проведена одна выставка: весной 1864 — выставка-лотерея в пользу тяжело больного художника М. И. Пескова. В марте 1865 члены Артели участвовали в выставке современных и старых мастеров в Нижнем Новгороде, организованной Санкт-Петербургским собранием художников. Были изданы каталоги-альбомы «Художественный автограф» (1869, 1870–1871). В Артели регулярно проводились «четверги», на которых устраивались сеансы рисования и доклады по проблемам искусства.

Несмотря на противостояние официальному курсу ИАХ, члены Артели принимали активное участие в академических выставках и деятельности Академии художеств. В 1864 был удостоен звания академика А. И. Морозов, в 1865 — Н. С. Шустов, в 1867 — Н. П. Петров, в 1868 — Н. Д. Дмитриев-Оренбургский и А. И. Корзухин, в 1869 — И. Н. Крамской. В 1870 Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, в тайне от остальных членов, подал прошение в ИАХ о предоставлении ему трехлетней пенсионерской поездки за границу, которое было удовлетворено Советом ИАХ. Недовольный этим фактом, И. Н. Крамской потребовал от членов Артели публично осудить поведение Н. Д. Дмитриева-Оренбургского. Однако на общем собрании участники объединения отказались удовлетворить заявление Крамского. На требование исключить художника из числа членов Артели собрание также ответило отказом. В ответ Крамской сам подал заявление о выходе из состава Артели. В 1871 Артель официально прекратила существование.

Часть художников (Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. И. Корзухин, И. Н. Крамской) приняла участие в организации в 1870 ТПХВ. Позднее в состав Товарищества вошли также К. Ф. Лемох и А. Д. Литовченко.

Источники:

  1. Аполлон. Изобразительное искусство и архитектура. Терминологический словарь. М., 1997. С. 50–51.
  2. Русские художники. Энциклопедический словарь. СПб., 2000.
  3. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 256–257.
  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх