1841–1910
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Карл
Живописец, график, миниатюрист
Родился в семье преподавателя музыки. В 1851–1856 учился в МУЖВЗ у А. Е. Сорокина и Е. Я. Васильева, затем в 1858–1863 занимался в ИАХ в Петербурге в классе исторической живописи у П. В. Басина и А. Т. Маркова. За период учебы неоднократно награждался медалями: в 1859 — малой серебряной медалью за этюд, в 1860 — большой и малой серебряными медалями за этюд и рисунок, в 1861 — большой серебряной медалью за рисунок, в 1863 — малой золотой медалью за картину «Моисей источает воду из скалы». В 1863 вместе с тринадцатью конкурентами отказался от написания картины на большую золотую медаль по заданной Советом ИАХ программе и подал прошение о разрешении свободного выбора сюжетов. Получив отрицательный ответ, вышел из Академии, получив звание классного художника 2-й степени. В том же году вошел в основанную И. Н. Крамским Санкт-Петербургскую Артель художников.
Жил в Петербурге, часто бывал в Москве, летние месяцы проводил в подмосковном селе Ховрино. В 1864 совершил путешествие по Европе. В 1868 за картину «Семейное горе» получил звание классного художника 1-й степени. В 1870 стал одним из учредителей ТПХВ, однако уже в 1871 был исключен из Товарищества «как не представивший произведений на выставку». В 1878 вновь вошел в ТПХВ, в 1879 стал членом Правления, а с 1880 исполнял должность казначея объединения.
В начале 1870-х обратился к технике офорта, которую осваивал под руководством И. И. Шишкина. Был первым среди русских художников, кто выполнял миниатюрные портреты с фигурами в рост.
В 1875 за представленные в Совет ИАХ картины «Хозяин», «Будущий работник», «Утро в швейцарской», «Девочка с котенком», «Этюд старухи», «Женщина у люльки» был удостоен звания академика. Давал уроки рисования и живописи детям императора Александра III, в том числе великому князю Николаю Александровичу (будущему императору Николаю II) и великой княгине Ольге Александровне.
В 1880-х — 1890-х являлся постоянным участником собраний ученых и художников у Д. И. Менделеева. В 1893 был избран действительным членом ИАХ. Входил в Комиссию по мозаичному отделению, являлся членом художественного комитета Академии. В 1901–1909 работал хранителем художественного отдела Русского музея императора Александра III.
В 1911 в Петербурге и Москве прошли мемориальные выставки Лемоха.
Лемох — один из наиболее заметных художников-жанристов в России второй половины XIX века. Ведущее место в его творчестве занимала крестьянская тема. Для произведений («Проводы», 1863; «Круглая сирота», 1878; «У постели умирающей крестьянки», 1886; «Без кормильца», 1898) характерны повествовательность, сентиментальность детских образов, сочувственное изображение тягот повседневной жизни, но вместе с тем отсутствие ярко выраженного критического начала, свойственного многим мастерам-передвижникам.
Произведения Лемоха находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.
«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Открыты 555-е торги аукциона ARTinvestment.RU
04.11.2024Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 3 квартала 2024
01.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе