1830–1897
Живописец, график
Родился в семье торговца. В 1844–1850 учился в МУЖВиЗ (с перерывами) у К. И. Рабуса. В 1850 за картину «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и два вида с натуры получил от ИАХ звание неклассного (свободного) художника. В 1854 по приглашению великой княгини Марии Николаевны, президента ИАХ, вызван в Петербург для создания видов ее усадьбы «Сергиевское». В том же году за картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» был удостоен звания академика.
Жил и работал в Москве. В 1849 и 1852 совершил поездки на юг России и Украину. Экспонировал свои работы на выставках МУЖВиЗ (1851–1866, с перерывами) и ИАХ (1854–1878, с перерывами). Принимал активное участие в деятельности Московского общества любителей художеств и Общества поощрения художников. В 1866 за пейзаж «Зима» получил вторую премию МОЛХ, в 1870 за картину «Лосиный остров в Сокольниках» и в 1871 за «Вид Волги под Юрьевцем» — первые премии МОЛХ. В 1868 за «Осенний вид в окрестностях Москвы» и в 1871 за «Вид Нижнего Новгорода» награжден вторыми премиями ОПХ.
В 1861 был командирован МОЛХ в Петербург для транспортировки в Москву картины А. А. Иванова «Явление Христа народу». В 1862 на средства МОЛХ совершил поездку в Англию для ознакомления с Всемирной выставкой в Лондоне, на обратном пути посетил Данию, Францию, Германию. Некоторое время жил в Швейцарии. В 1867 ездил на Всемирную выставку в Париж. В 1870–1875 регулярно путешествовал по Волге, работал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, под Казанью, близ Жигулей. В те же годы был в Переславле-Залесском, на Оке и Керженце. Неоднократно посещал Троице-Сергиеву лавру и пушкинские места в Псковской губернии. В 1867 совместно с В. Е. Маковским, В. Г. Перовым, И. М. Прянишниковым, П. М. Шмельковым, В. В. Пукиревым и другими участвовал в издании «Альбома видов и сцен из русской жизни».
В 1870 стал одним из основателей и экспонентов ТПХВ; представил на первой выставке Товарищества (1871–1872) картину «Грачи прилетели», которая принесла художнику широкую известность. С 1872 — член Правления Товарищества, в 1873 — кассир и распорядитель московского отделения. После 1882 практически отошел от выставочной деятельности.
В 1857–1882 руководил пейзажным классом в МУЖВиЗ. Среди его учеников — Л. Л. Каменев, К. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский и другие. Совместно с Пукиревым подготовил «Курс рисования» для Училища (1869). В 1885–1887 как иллюстратор сотрудничал в московских журналах «Радуга» и «Эпоха».
Ретроспективные выставки Саврасова состоялись в 1947, 1980, 2005–2006 в Москве (все — в Государственной Третьяковской галерее), в 1963 — в Ленинграде (Государственный Русский музей).
Саврасов — выдающийся русский художник второй половины XIX века, один из крупнейших представителей лирического направления в русском пейзаже.
В его ранних произведениях (1850-е) преобладают романтические черты, им свойственен повышенный интерес к передаче эффектов ночного или вечернего освещения, резкие контрасты переднего и заднего планов. В 1850-х — 1860-х Саврасов перешел к более спокойным, повествовательным образам, композиционной и колористической ясности. 1870-е — время расцвета творчества художника, когда были созданы наиболее известные его картины «Грачи прилетели», «Лунная ночь. Болото» (обе — 1870), «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871), «Сухарева башня» (1872), «Разлив Волги под Ярославлем», «Проселок» (обе — 1873), «Радуга» (1875) и другие.
Творческое наследие Саврасова достаточно обширно. Вместе с тем нельзя не отметить его неоднородности. На антикварном рынке часто встречается так называемый «пьяный Саврасов» — работы позднего периода, в которых заметно снижение профессионального мастерства: им свойственны несогласованность колорита, ошибки в рисунке. Часто это авторские копии картин более раннего времени.
Произведения Саврасова находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Киевском музее русского искусства, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе