1832–1902
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Клодт фон Юргенсбург
Живописец, график
Родился в семье потомственных художников, сын полковника артиллерии, известного ксилографа К. К. Клодта, племянник скульптора П. К. Клодта, двоюродный брат художника М. П. Клодта. Учился в Институте горных инженеров в Петербурге, где рисование преподавал И. Ф. Хруцкий. В 1851 поступил в ИАХ, занимался в классе пейзажной живописи у М. Н. и С. М. Воробьевых. За период учебы получил все существовавшие академические награды: в 1853 удостоен малой серебряной медали, в 1855 — большой серебряной медали, в 1857 — малой золотой медали за «Вид на острове Валаам», в 1858 — большой золотой медали за программную картину «Вид в Лифляндии близ Загевольта». Выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу сроком на три года.
В 1858 в качестве пенсионера ИАХ отправился за границу. Побывал в Германии, Швейцарии, Франции. Вернувшись в 1861 в Россию, получил продление пенсионерского содержания до апреля 1863. В 1862 за картины «Долина реки Аа в Лифляндии» и «Ночь в Нормандии. Рыбаки у костра» удостоен звания академика. В 1864 за представленную на академической выставке картину «Вид в Орловской губернии» удостоен звания профессора.
Много путешествовал по России, часто бывал в Орловской, Тамбовской, Лифляндской губерниях, на Волге. В 1870 стал одним из основателей ТПХВ, в 1880 вышел из Товарищества, но продолжал экспонировать свои произведения на его выставках.
В 1871–1872 совместно с А. П. Боголюбовым содействовал учреждению и открытию пейзажного класса в ИАХ. С 1871 работал сверхштатным профессором-преподавателем класса, с 1872 — штатным профессором-преподавателем 2-й степени, с 1873 руководил пейзажным классом. В 1886 в связи с тяжелой болезнью оставил систематическое преподавание, в 1894 полностью уволен от академической службы. Последние годы жизни активно не работал.
Творчество Клодта принадлежит к наиболее значительным явлениям в русском искусстве второй половины XIX века, он стал одним из основоположников традиций реалистического пейзажа. В раннем творчестве (1850-е — начало 1860-х) создавал произведения в академическом ключе. Расцвет творчества приходится на середину 1860-х — первую половину 1870-х, когда были созданы все наиболее известные произведения: «Дубовая роща», «Большая дорога осенью» (обе — 1863), «На пашне» (1872), «Вечерний вид в Орловской губернии» (1874), «Лесная даль в полдень» (1876) и другие. Пейзажи Клодта отличаются внимательным отношением к натуре, вместе с тем поэтическим восприятием природы. В поздний период под влиянием искусства И. И. Шишкина обратился к эпическому пейзажу.
Произведения Клодта находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске и других.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе